Лондонский рынок сейчас действительно переживает совершенно невероятный бум. Пока что по объему продаж он занимает второе место после Нью-Йорка, но уже наступает тому на пятки.
Одна из основных причин этого - появление в Лондоне новых денег: из России, Индии и Китая. Отлично продаются российские произведения искусства. Так же, как и китайские с индийскими.
Везде - куда ни глянь - масса свежих денег. Очень много средств из хеджевых фондов.
Россияне избрали Лондон городом своего проживания, и теперь его иногда называют Лондонград. Россияне сколотили свои состояния на распродаже ресурсов страны в конце коммунистической эпохи. Индийцы в основном разбогатели на информационных технологиях. В Силиконовой долине сейчас очень много приезжих из Индии.
Новые богачи стремятся коллекционировать предметы искусства из родной страны. Они совершают консервативные покупки, приобретая традиционные вещи. Современное искусство им не нравится. Чаще покупки совершаются на аукционе: присутствие других людей, предлагающих свою цену, вселяет в покупателей уверенность. В художественной галерее они робеют.
Кто они? Хотя [индийский сталелитейный магнат] Лакшми Миттал (Lakshmi Mittal) не покупает предметы искусства, его жена, насколько мне известно, приобрела множество очень дорогого антиквариата, а в последнее время обратила внимание и на художественные произведения. Впрочем, здесь хватает и других сказочно богатых выходцев из Азии.
Российских олигархов вы на аукционах не увидите. Они совершают покупки по телефону или через представителя.
Жену Романа Абрамовича заметили на выставке антиквариата и изобразительных искусств Olympia, которая только что закрылась в Лондоне. Считается, что именно гражданин России приобрел в прошлом месяце картину Пикассо "Дора Маар с кошкой" в Нью-Йорке за 95 млн. долларов (51 млн. фунтов), и что это новый покупатель на рынке.
На нынешний бум также влияют определенные социологические и культурные факторы. По мере расширения географии покупателей, расширился и спектр покупаемых предметов искусства. Раньше художественные произведения казались чем-то необычным, тогда как теперь считается, что приобрести их очень просто. Современное искусство широко известно: даже таксисты знают, кто такая Трейси Эмин (Tracey Emin).
Кроме того, мы сейчас живем в эпоху брэндов, и некоторые из наиболее плодовитых художников как раз стали чем-то вроде брэнда. Если у вас есть Rolex и Maserati, вы просто обязаны приобрести Пикассо и Дамьена Хирста (Damien Hirst).
Пикассо - это брэнд чрезвычайной роскоши, и его великие картины очень редки. А чем они реже, тем желаннее. К тому же, раньше в искусстве нужно было разбираться: вы обязаны были знать имена каких-то непонятных итальянцев. Теперь люди чувствуют, что могут принять участие в деятельности рынка.
Рынок произведений искусства в настоящий момент бесспорно переживает очень хороший период. Трудно сказать, когда этот период закончится.
Во время последнего такого бума, в 1987-1990 г.г., значительная часть средств была заемной, и, когда ситуация ухудшилась, рынок пошел вниз. Но в этот раз у людей действительно есть деньги.
Джорджина Адам - редактор раздела "Рынок произведений искусства" газеты "The Art Newspaper".