Чемпионат мира по футболу показывает некоторые примеры того, что суверенитет обладает ослабляющим эффектом. ФИФА наглядно показывает, что многосторонние организации, такие как Организация Объединенных Наций, являются всего лишь отражением всемирной деревни, в которой коррупция, алчность, покровительство и недееспособное руководство являются нормой - и что такие выдающиеся игроки, как Роналдиньо (Ronaldinho) имеют общие черты с такими лидерами, как Нельсон Мандела (Nelson Mandela).
В лучший в мире футбол играют не раз в четыре года на чемпионатах мира, а практически каждый воскресный вечер в Италии и Испании. Команды, демонстрирующие лучший в мире футбол, являются не национальными сборными Испании или Италии, а ведущими командами профессиональных лиг этих стран. "Реал Мадрид", "Милан", "Барселона" или "Ювентус" стали лучшими командами в мире потому, что они имеют возможность набирать игроков по их игровым качествам, а не по национальности. В отличие от них сборные, выставленные на Чемпионат мира, состоят только из граждан тех стран, которые они представляют. То же самое можно сказать и о правительствах. И национальным командам, и национальным правительствам приходится игнорировать имеющийся в мире выбор талантливых личностей и использовать только местные таланты. Паспорт становится важнее достоинств. В результате национальные команды - как футбольные, так и правительственные - всегда будут в менее выгодном положении при встрече с противником, который имеет возможность набирать игроков со всего мира, и который лучше платит.
Другой интересной параллелью между футболом и мировыми делами является то, что проблемы, пронизывающие ФИФА, являются отражением тех, с которыми обычно сталкивается ООН. Взаимоотношения между ФИФА и ее местными организациями всегда были наполнены конфликтами и трениями. И ООН, и ФИФА страдают от коррупционных скандалов и отсутствия действенного руководства. В этом плане они обе являются отражением тех, кто их формирует, и показывают, что нереально ожидать, что какая бы то ни было международная организация - даже богатая, относительно независимая и коммерчески настроенная ФИФА - может отделаться от самых проблемных черт своих национальных "владельцев".
И, наконец, в чертах характера Роналдиньо, который является, возможно, лучшим футболистом в мире, и Нельсона Манделы, возможно, самой уважаемой из живущих в настоящее время личностей, видны интересные сходства. Как и Мандела, Роналдиньо является прекрасным командным игроком, всегда готовым подбодрить своих партнеров. Они оба являются щедрыми игроками, позволяющими другим блистать и получать славу. Они любят выигрывать, однако известно, что они очень благородно относятся к своим противникам и стремятся не унижать их, нанося им поражение. И Мандела и Роналдиньо имеют склонность к построению конструктивных взаимоотношений со всеми оппонентами, и злоба не является чертой их характеров. Наконец, они оба великолепно управляют своими ресурсами и энергией и знают, как их сохранить до того момента, когда они будут нужны больше всего: то есть до конца игры, когда их более нетерпеливые противники уже истощены.
Это не единственные сходства между футболом и политикой в эпоху глобализации. В своей прекрасной книге "Как футбол объясняет мир" ("How Soccer Explains the World") Франклин Фоэр (Franklin Foer) показывает, как анализ мирового футбола проливает интересный свет на сегодняшнюю мировую политику, а в статье Бранко Милановича (Branko Milanovic) "Постигать глобализацию, смотря футбол ("Learning about Globalization by Watching a Soccer Game") на примере футбола обсуждается глобализация труда.
___________________________________________________________
Футбол как глобальное эмоциональное бедствие ("Le Figaro", Франция)
Геополитика футбола ("Project Syndicate", США)