Москва. Левон, отказавшийся назвать свою фамилию, говорит, что его пребывание в Москве превратилось в сплошной кошмар из-за притеснений со стороны милиции и вымогательства взяток, в особенности всякий раз, когда он заходит в московский метрополитен.
"Милиция всегда останавливает меня для проверки документов, и часто они меня задерживают, заявляя, что мои документы фальшивые", - говорит это смуглый тренер-армянин средних лет. Он проживает в Москве последние 3 месяца, ухаживая за больным родственником. "Милиция отпускает меня только после того, как я заплачу взятку, обычно рублей 500. Такое случается не менее 2 раз в неделю. Каждый раз, когда я выхожу на улицу, меня поджидают неприятности".
Историй, подобных той, что рассказал Левон, предостаточно в Москве, где устные свидетельства - и новое исследование - показывают, что милиция в обычном порядке останавливает мигрантов с темным цветом кожи из бывших советских республик, а также граждан из южных районов самой России для проверки документов, которая нередко заканчивается задержанием, притеснениями и дачей взятки.
И все-таки специалисты говорят, что шокированы результатами нового исследования, которое показывает масштабы расовой предвзятости милиции в московском метрополитене. Исследованием установлено, что у лиц неславянской национальности шансов быть остановленными в 22 раза больше, чем у тех, кто похож на загорелых этнических русских.
Для сравнения, аналогичное исследование в Соединенных Штатах показало, что полиция штата Нью-Джерси останавливает на шоссе чернокожих граждан в 5 раз чаще, чем белых.
По существу, любой гражданин неславянской внешности может ожидать, что московская милиция будет относиться к нему, как к нелегально прибывшему в страну иностранцу, - говорит Галина Кожевникова, заместитель директора центра "Сова", некоммерческой общественной организации, которая занимается вопросами гражданских прав. - Когда в обществе нарастает ксенофобия это уже плохо, но если то же самое происходит в милиции это еще хуже. Нужно срочно что-то делать".
Специалисты говорят, что результаты исследования особенно тревожны в момент, когда наблюдается резкий рост преступлений на почве расовой ненависти, совершаемых скинхедами и членами неонацистских группировок. Г-жа Кожевникова, чья организация отслеживает деятельность ультра-националистов, говорит, что в этом году в городах России в расистских нападениях были убиты 18 и ранены 147 человек.
Специальный проверяющий Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросам расизма и ксенофобии Дуду Дьен (Doudou Diene) сообщил участникам пресс-конференции в Москве на прошлой неделе, что Россия страдает от посткоммунистического "идеологического вакуума", который создает условия для распространения ксенофобских и расистских идей. Во время своего визита в Россию он встречался с проживающими здесь африканцами, цыганами и представителями других нацменьшинств, которые рассказали ему, что регулярно оказываются объектами насилия.
Исследование, в ходе которого за 5 месяцев 2005 года были задокументированы 1500 проверок документов милицией на станциях метрополитена, пришло к выводу, что в московской милиции получила широкое распространение "этническая предвзятость". Эта практика представляет собой незаконную дискриминацию, нарушение равноправия граждан, гарантированного Конституцией РФ и международными обязательствами России. Например, Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации запрещает расовую дискриминацию в отношении "свободы передвижения" и гарантирует "право на равноправное обращение" со стороны официальных лиц судебно-правовой системы.
Анита Соболева, исполнительный директор "Jurix", группы адвокатов, которая провела это исследование на деньги фонда Джорджа Сороса (George Soros) "Институт открытого общества", говорит: "Этническая предвзятость милиции отражает отношение общества к людям, которые выглядят 'по-другому'. Этот расистский подход, очевидно, глубоко укоренился в процедурах милиции".
Хотя многие из примерно 3 млн. работающих в Москве "мигрантов" являются выходцами из бывших советских республик Кавказа и Азии - и даже из таких дальних стран, как Китай и Вьетнам - многие другие являются представителями 20-миллионного мусульманского сообщества самой России. Исследование заставляет сделать вывод, что московская милиция одинаково относится ко всем лицам неславянской национальности, являются они российскими гражданами или нет. "Опасность здесь в том, что лиц неславянской национальности заставляют ощущать себя гражданами второго сорта в столице их собственной страны", - говорит Ольга Шедрина, исследователь Института социологии Московского государственного социального университета.
На одной из расположенных в центре города станций Московского метрополитена, которая была охвачена исследованием, шансы быть остановленными милицией у лиц неславянских национальностей были в 85 раз выше, чем у людей с белым цветом кожи. "Нас очень беспокоит, что подобное отношение милиции к неславянам. . . усилит социальные предрассудки. Люди думают, 'если это делает милиция, то так и нужно'" - сказала г-жа Соболева.
Милиции и государственным чиновникам были направлены копии результатов данного исследования, опубликованного в этом месяце, но комментариев пока нет. В исследовании говорится, что массовые проверки документов на станциях метрополитена не только нагнетают социальную напряженность; по их мнению, это пример нецелевого использования ресурсов в борьбе с преступностью и терроризмом. Всего 3% из 1500 задокументированных проверок позволили выявить какие-то правонарушения, в большинстве случаев малозначимые.
"Мы надеемся на диалог с милицией по данному вопросу, потому что представляется очевидным, что их энергию можно потратить на более нужные дела, - говорит Соболева. - Защитники милицейской практики обычно говорят, что такой подход объясняется высокой долей этнической преступности, но в обоснование этого тезиса не приводят никакой статистики. Нет и никаких свидетельств, что проверки документов у населения когда-нибудь позволили сократить масштабы террористической деятельности. Вообще непонятно, какой цели они служат".
Российская милиция имеет право останавливать для проверки документов любого человека и задерживать его или ее на срок до 3 часов. Даже малейшая проблема с документами, например, отсутствие регистрации в Москве, может привести к задержанию на срок до 48 часов.