Что лучше: белорусская независимость под властью Лукашенко или белорусская демократия под опекой России?
'Наша хата с краю' - внешняя политика Польши уже несколько лет ведется в соответствии с этим принципом. Мы ничего не придумываем, не пытаемся создавать союзы для реализации наших политических концепций, наши лидеры относятся к международной политике как к неприятной обязанности или возможности сказать перед камерами пару банальностей. План политических действий сводится к дискуссии о том, кто будет сопровождать президента в ходе его очередного визита.
Великолепным примером потрясающего интеллектуального убожества является политика Польши в отношении Белоруссии. Мы повторяем мантру о нехорошем Лукашенко и необходимости строить демократию в Минске, кто может - фотографируется с лидерами преследуемого польского меньшинства, и на этом конец. А до того, что американцы и европейцы ожидают от нас ключа, который позволит объяснить белорусскую политическую головоломку, нам нет дела, или, точнее, мы мним, будто любая банальность, произнесенная с польских трибун, будет воспринята как откровение.
После итого, как политика США в отношении России стала более решительной, после четких заявлений Вашингтона о Грузии и Украине как о государствах, которым американцы намерены упростить вступление в НАТО, фронт был явственно обозначен. У нас есть Запад, опирающийся на НАТО, и Восток, создаваемый русскими вокруг Шанхайской организации сотрудничества, то есть, анти-НАТО. Политическая конструкция, напоминающая постоянную войну великих держав в романе Оруэлла '1984'. Однако в этой довольно логичной с геополитической точки зрения новой разделительной линии есть одна брешь - Беларусь. Нельзя признать, что Россия становится одним из лидеров азиатско-европейского пространства без шансов на вмешательство в дела Запада, то есть, Атлантиды, пока Минск остается в сфере влияния Москвы. Американцы поняли это еще год назад: президент и государственный секретарь заявляли в своих выступлениях о необходимости вести борьбу за демократизацию Беларуси. Это поняли и русские, а их сценарий предусматривает разгром Запада его же оружием.
Сценарий Москвы
По российскому сценарию, 2007 г. в Минске будет выглядеть так: Лукашенко исчезает. В результате экономического кризиса, вызванного повышением цен на газ и нефть или бунта гебистов или - если другие способы не сработают - катастрофы вертолета. Проводятся демократические выборы под наблюдением тысяч иностранцев. Их выигрывает, например, Александр Козулин, который проводит демократизацию, увеличивая влияние парламента на власть. Потом на демократических парламентских выборах побеждают находящиеся в оппозиции к Лукашенко коммунисты Сергея Калякина и аграрии политического эмигранта Семена Шарецкого.
Экономическая ситуация улучшается, Европа в восхищении, потому что проблем с Лукашенко больше нет, США понимают, что происходит на самом деле, но им сложно отрицать, что такова воля белорусского народа. А демократические власти ускоряют процесс интеграции Беларуси с Россией. В результате Вашингтон теряет интерес к Украине, которая все равно находится под неустанным давлением российских требований, перемежающихся предложениями о союзе. В западной сфере влияния останется, скорее всего, одна лишь Грузии. И то - до поры до времени.
Поиски нео-Лукашенко
Представленный сценарий - это не политическая футурология. Русские уже несколько месяцев ищут нео-Лукашенко, осознавая, что диктатор Беларуси их компрометирует. Шантаж 'Газпрома', который пообещал пятикратно повысить цены на газ для Беларуси, ясно указывает на то, что реализация сценария смены власти в Минске ускорилась. Россия не скрывала своего участия в объединении посткоммунистических движений, которые, находясь в оппозиции к Лукашенко, пользуются наибольшей поддержкой общества. Впрочем, за ними - российские государственные телеканалы, вещающие на Беларусь и остающиеся единственным информационным пространством, альтернативным пропаганде Лукашенко. Наконец, Москва довольно решительно занялась ослаблением и компрометацией лидера демократического движения Александра Милинкевича. Этому служат распускаемые слухи о его связях с российскими службами, жесты наподобие наказания белорусским судом гражданина, оскорбившего Милинкевича и т.д.
Вскоре польская внешняя политика может столкнуться с такой дилеммой: что важнее - белорусская независимость даже под властью Лукашенко или белорусская демократия под опекой России? Тем временем, наше мышление о Беларуси на правительственном уровне сводится к подчеркиванию того, что Лукашенко плохой, а Польша должна, прежде всего, заняться защитой своего меньшинства. Из-за нежелания вкладывать деньги в политику в отношении Беларуси и отсутствия солидного анализа мы оказались в тупике. А в конце тупика - доска, на которой написано 'Гродненская губерния Российской Федерации'.
____________________________________________________________
Тирания экзотических союзов ("Wprost", Польша)
Польская банановая республика ("Wprost", Польша)