Предположение о том, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) прикроет своим щитом Иран, как в прошлом году прикрыла Узбекистан, представляется необоснованным. Умелыми маневрами китайские и центральноазиатские мандарины сорвали план Тегерана по выходу из изоляции, которой его подвергает Запад. Они извлекли урок из прошлогоднего промаха, когда ШОС, подстегиваемая Россией, с готовностью сплотилась вокруг Узбекистана и потребовала вывода американских военных баз из Центральной Азии. К немалому разочарованию большинства, некоторые члены ШОС и после этого не перестали поддерживать США.
Поэтому некоторые из стран-участниц с осторожностью отнеслись к предоставлению Ирану полномасштабного членства в организации, намекая на технические затруднения и негативные политические последствия. Сдерживающим фактом стало и опасение вызвать гнев Вашингтона, поскольку многие страны ШОС активно сотрудничают с США в военной и энергетической сфере. Так, Казахстан направил воинский контингент в Ирак и стремится развивать партнерство с НАТО. В этом году в Казахстане побывал ряд представителей американской администрации, в том числе вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney), а на сентябрь намечен визит в эту страну президента Буша. Замечание Рамсфелда (Rumsfeld) насчет приглашения 'ведущего террористического государства мира в организацию, заявляющую о своем антитеррористическом характере', судя по всему, достигло цели. Кроме того, центральноазиатские государства ведут с Ираном юридические споры о разграничении акватории Каспийского моря.
Пакистан активно настаивал на предоставлении ему полноценного членства в организации - особенно в свете усиливающегося сближения между Индией и США. Однако страны ШОС беспокоит его репутация с точки зрения поддержки терроризма и нарушений режима нераспространения ядерного оружия. К тому же Монголия получила статус наблюдателя в ШОС раньше, в 2004 г., так что Пакистану придется ждать своей очереди.
Индия благоразумно направила на саммит не слишком представительную делегацию - ради простой возможности покрасоваться на трибуне не стоило подвергать опасности результаты непростых переговоров с американцами. Кроме того, в Нью-Дели не забыли, что в 2005 г. ШОС отвергла план расширения состава Совета Безопасности ООН, предложенный 'большой четверкой' [Бразилия, Германия, Индия и Япония - прим. перев.], или об отклонении в том же году заявки OVL-Mittal на приобретение компании 'ПетроКазахстан'.
Тем не менее, при всей критике в адрес ШОС, эта организация - объединяющая страны с территорией в 30 миллионов квадратных километров и население в 1,48 миллиарда человек - привлекает в мире немалое внимание. США считают, что ее цель - подрыв американских интересов в Центральной Азии. Хотя ШОС отвергает обвинения в намерения превратиться в 'НАТО на Востоке', ее программа в области безопасности и практика совместных военных учений говорит об обратном. Проведя маневры 'Миссия мира 2005', ШОС теперь планирует в 2007 г. организовать масштабные учения на территории России, возможно, с участием Ирана.
Понятием 'дух Шанхая' обозначается стремление создать новые нормы в области международных отношений и безопасности. В декларации [Шанхайского саммита - прим. перев.] говорится о поддержании разнообразия цивилизаций и путей развития, а также о неприемлемости вмешательства во внутренние дела других стран. На деле всеми этими фразами лишь прикрывается стремление не допускать США в Центральную Азию.
Из 10 подписанных на саммите документов четыре касаются вопросов безопасности, в особенности борьбы с терроризмом. Однако реальных действий против 'трех зол' - терроризма, сепаратизма и экстремизма - пока не заметно. В мае 2005 г., когда 'Хизб-ут-Тахрир' и Исламское движение Узбекистана нанесли свой удар в Андижане, Региональная антитеррористическая структура ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, созданная в 2004 г., не сделала ровным счетом ничего. Кроме того, хотя из Афганистана исходит непосредственная угроза странам-участницам ШОС, организация не играет в этой стране сколько-нибудь существенной роли. Пожалуй, можно обоснованно предположить: если бы не США и НАТО, поддерживаемые талибами и 'Аль-Каидой' центральноазиатские исламисты уже правили бы бал в Ташкенте, Душанбе и Бишкеке.
На экономическом фронте ШОС, скорее всего, добьется большего успеха: в этой области подписано несколько двусторонних и многосторонних соглашений. Создание Делового совета и Межбанковского объединения ШОС, а также специализированных структур для сотрудничества в области транспорта и энергетики - идея, несомненно, плодотворная. Сегодня уже осуществляется 127 совместных экономических проектов, в основном в Центральной Азии. Один Китай в 2003 г. вложил в этом регионе 1,6 миллиарда долларов, и еще 900 миллионов предоставил в виде товарного кредита. Кроме того, Путин и Ахмадинежад выступили с идеей создания 'Энергетического клуба ШОС', вызвав со стороны Запада критику в стремлении к 'энергетической гегемонии'.
В целом же можно сделать вывод, что ШОС не руководствуется какими-либо демократическими и либеральными ценностями, и всегда будет подвержена 'разломам' под воздействием внутренних и внешних факторов. На евразийском пространстве существует слишком много противоречий, не позволяющих создать аналог НАТО. Помимо соперничества между Россией и США в сфере безопасности и энергетике, аналогичный процесс, пусть и подспудно, проявляется и в российско-китайских отношениях. Пока что Пекин тщательно старается не наступать России на 'мозоли', если, конечно, речь не идет о продвижении его экономических интересов.
Автор - старший научный сотрудник Института оборонных исследований и анализа (Institute for Defence Studies and Analyses)
____________________________________________________________
Не стоит бояться центральноазиатского 'клуба' ("Japan Times", Япония)
Шанхайский сюрприз ("The Wall Street Journal", США)
Опаснейший союз, о котором мало кто знает ("The New York Sun", США)
Саммит медведя и дракона ("The Washington Times", США)
Клуб диктаторов: Скверная повестка для Азии ("The Conservative Voice", США)
Клуб, но не джентльменский ("The Economist", Великобритания)