Сражение за контроль над европейским стальным гигантом 'Arcelor' подходит к концу. Если акционеры не будут возражать, если российский претендент, которого негласно поддерживает Кремль, не сделает - что является весьма вероятным - ответное предложение, свершится слияние 'Arcelor' и 'Mittal Steel', в результате которого родится крупнейший производитель стали в мире.
Символический смысл этого слияния ясен для европейских стран, которые в послевоенный период создавали первые предпосылки для своего союза именно на основе сталелитейного производства. Хотя группа 'Mittal' по своему юридическому статусу является европейской компанией, в течение более двадцати лет она была игроком на развивающихся рынках. И в том факте, что теперь она может позволить себе купить одно из самых значимых предприятий Старой Европы, заключается первый показательный урок этой биржевой схватки, длившейся пять месяцев: экономические 'мутации' усиливаются, завоеванные позиции испаряются, смещается центр тяжести промышленного производства нашей планеты.
Должны ли мы начать бить тревогу? Проект слияния 'Arcelor'-'Mittal' может показать, что - нет. Будущий стальной колосс окажется в три раза мощнее своего главного конкурента, его доля на быстрорастущем мировом рынке составит 10%. Комплементарность этих двух компаний бросается в глаза. Они осуществляют свою деятельность в разных географических регионах, и основная компетенция каждой из компаний относится к разной гамме продуктов. Короче говоря, этот проект с самого начала представлялся вполне закономерным и упирался лишь в 'логистику': вопросы цены и - что очень важно - управления.
Второй урок состоит в том, что французское государство, провозгласившее себя защитником 'интересов' компании, штаб-квартира которой расположена в Люксембурге, в конечном счете, не смогла никак повлиять на развязку этой истории. Как раз наоборот, правление 'Arcelor' решило принять существенно доработанное предложение 'Mittal' под давлением именно акционеров компании, которые обладают всеми возможностями, чтобы диктовать свои правила ведения бизнеса.
Индийский миллиардер должен будет заплатить сумму, намного превышающую первоначально запланированную. И он будет вынужден отказаться от той части проекта, которая вызывала наибольшее возмущение: системы плюральных акций, которая обеспечивала семье Миттал полный контроль над стальной империей и без владения контрольным пакетом акций. В конечном счете, именно оборонительные действия европейской металлургической компании и, в особенности, законные требования акционеров позволили поднять цену на этих 'торгах'. 'Нахмуренные брови' Берси не сыграли тут никакой роли.
И, наконец, третий урок - европейские инстанции хранили странное молчание, когда руководители 'Arcelor', нарушая действующее в ЕС законодательство в области слияний и поглощений, пошли на поклон к российскому миллиардеру Алексею Мордашову и принесли ему 'на тарелочке' свою компанию. Не может не вызвать сожаление тот факт, что никто - ни в Брюсселе, ни где бы то ни было - не призвал к порядку этого приближенного Владимира Путина и не напомнил ему о необходимости соблюдать европейские правила ведения бизнеса. И в этом случае решающую роль, в конечном счете, сыграли акционеры, защищавшие интересы своего предприятия. А вовсе не те, кто заявляет, что говорит от их имени.