Россия намекает на возможность коррекции внешней политики. Необходимость внешнеполитических корректив в российском внешнеполитическом ведомстве объясняют негативными тенденциями, которые возникли в последнее время на мировой арене. 'За последние два года в мировом развитии накопились перемены, которые требуют осмысления, возможно, внесения корректив в нашу внешнеполитическую линию на отдельных направлениях', - заявил представитель МИД РФ Михаил Камынин. Это заявление российский дипломат сделал в преддверии совещания российских послов и представителей при международных организациях, которое пройдет в Москве 26-27 июня.
В российском МИД признают, что Россию беспокоит приближение конфликтов к зоне ее интересов. 'На фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, которые менее предсказуемы и уровень опасности которых в полной мере до конца не осознан. В частности, очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и его распространению на зону жизненно важных интересов России', - цитирует Интерфакс слова М. Камынина.
Следует отметить слова российского дипломата о том, что в национальные интересы России входит создание нового, более справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных и правовых началах, который надежно обеспечивал бы безопасность на глобальном и региональном уровнях. Ведь западный мир начал говорить об этом самом еще во времена бывшего СССР.
Может быть, эти слова произносились с учетом того, что их услышат лидеры 'семерки' - семи ведущих стран мира, которые приедут на саммит в Санкт-Петербург. Ведь в последнее время многие заявления Москва делает с прицелом обеспечить успешное проведение саммита на своей территории. Следует ли ожидать изменений во внешней политике России? Как это может повлиять на отношения между Киевом и Москвой? Об этом читайте в комментарии российских и украинских экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Федор ЛУКЬЯНОВ , главный редактор журнала 'Россия в глобальной политике'
- Российский МИД напоминает о том, что на Западе свет клином не сошелся. Если западные страны не хотят видеть в России надежного и равноправного партнера, то в конце концов, не хотите - не надо. Мы найдем других партнеров, может быть, не эксклюзивных, но, по крайней мере, в дополнение к имеющимся. Речь идет о растущих странах Юго-Восточной Азии: Индии и Китае.
Что касается Украины, то возможные изменения, скорее всего, не будут связаны с общим пересмотром внешней политики России, а с новым витком возможного газового противостояния, связанного с появлением у вас нового правительства и пересмотром тех договоренностей, которые были достигнуты. Это продолжение вечного старого спора. Какие формы он примет теперь? Что предложит госпожа Тимошенко и как на это отреагирует Москва? Трудно предположить. Наверное, все это будет развиваться несколько иначе, чем полгода назад.
Вторым определяющим моментом для дальнейших украинско-российских отношений является то, как пойдет дискуссия по поводу вступления Украины в НАТО. В России с некоторым опозданием осознали, что это достаточно реальный сценарий, вплоть до того, что решение о начале процедуры может быть принято осенью этого года. Хотя начало процедуры, это еще не ее завершение. Процедура расширения НАТО и включения в него Украины, конечно, повлияет не только на отношение Москвы и Киева, но и на отношения России со США. Что бы ни говорили украинские и американские партнеры, российская элита убеждена, что все это делается для того, чтобы окончательно огородить Россию. Правда и то, что никто в России не будет объявлять Украине войну, если на референдуме большинство украинцев поддержит вступление страны в НАТО.
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА , директор Института внешней политики
- Речь идет о дальнейшем упрочении курса России на утверждение себя в мире как большого влиятельного государства. Которое имеет не просто формальный статус в 'восьмерке', а имело бы реальный статус влияния на все мировые процессы.
Россия и в дальнейшем продолжит курс по нивелированию плюрализма, возникшего на постсоветском пространстве после распада Советского Союза. Речь идет об усилении влияния на это пространство и обеспечении управляемости внешних политик стран СНГ со стороны Российской Федерации.
Приобретение нового статуса Россией зависит от того, насколько мир может признать принципы внешней и внутренней политики, реализуемые сегодня Москвой. Это покажет ближайшая встреча 'восьмерки', которая состоится в середине следующего месяца в Санкт-Петербурге. Если мир готов воспринимать Россию такой, тогда у Украины нет перспективы на международной арене. Поддержка Украины и ее демократического независимого курса ослабеет, если будет принята модель, которую навязывает Россия. И это может привести к большим угрозам независимости и суверенитету Украины. Однако остается вопрос: насколько Москва обеспечена ресурсами, чтобы навязать миру именно такую модель видения России? Мы видим, что главный ее ресурс - это энергоресурсы. И если мир поддастся газовому шантажу России, тогда вывод напрашивается сам. Если нет, то у Москвы в наличии немного ресурсов для того, чтобы заставить мир признать амбиции России. Я считаю, на сегодня для этого у России недостаточно ресурсов. Несмотря на нефтедоллары и безумный перегрев финансов, возникший в результате высоких цен на нефть и от экспорта газа.
N102, субота, 24 червня 2006