Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль рассчитывает на нефтяной фонтан

Продав акции "Роснефти", Россия надеется получить рычаг влияния на внешнюю политику

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нефть, добываемая в недрах Сибири, перекачивается по трубопроводу длиной 550 миль до транспортного терминала, путешествует 475 миль по железной дороге до Белого моря, и оттуда на ледоходах перевозится на еще 450 миль до этого огромного плавучего терминала. Океанские танкеры толкутся вокруг него, как поросята возле свиноматки, заглатывая нефть, предназначенную для Европы и США. . .

МУРМАНСК, Россия. - В глубоких зелено-голубых водах залива, расположенного в нескольких милях от холодного арктического порта, надолго стал на якорь самый большой супертанкер российского нефтяного флота.

Нефть, добываемая в недрах Сибири, перекачивается по трубопроводу длиной 550 миль до транспортного терминала, путешествует 475 миль по железной дороге до Белого моря, и оттуда на ледоходах перевозится на еще 450 миль до этого огромного плавучего терминала. Океанские танкеры толкутся вокруг него, как поросята возле свиноматки, заглатывая нефть, предназначенную для Европы и США.

Только в невероятно динамичном мире российской нефти подобный маршрут а-ля Руб Голдберг (Rube Goldberg, американский инженер, чье имя используется для обозначения чрезвычайно сложных механизмов, которые запутанными путями выполняют элементарные задачи - прим. пер.) не только имеет смысл, но и приносит выгоду.

"Наши планы исходили из того, что правительство построит на севере трубопровод. Но оно этого не сделало. Поэтому мы и разработали вот такую схему", - объясняет Дмитрий Богданов, вице-президент по экспорту "Роснефти", некогда заброшенной государственной компании, которая теперь - если остальные планы осуществятся - надеется в ближайшем будущем стать крупнейшим производителем нефти в стране.

На следующей неделе стартует презентация акций "Роснефти" накануне их первой публичной продажи. Ожидается, что это станет крупнейшим в истории России первичным размещением акций (IPO), и компания получит 8-10 млрд. долларов, необходимых для погашения кредита, взятого в 2004 г. для приобретения ключевого добывающего актива "ЮКОСа", что фактически означало ренационализацию значительной часть российской нефтяной промышленности.

В результате IPO президент Владимир Путин достигнет своей цели по созданию мощного, подконтрольного государству энергетического сектора, способного оказывать стратегическое влияние на внешнюю политику. В обмен на частные и иностранные инвестиции Россия предлагает акционерам относительную прозрачность и эффективность, которые традиционно не были присущи ее нефтегазовой промышленности.

"Газпром", подконтрольный государству газовый гигант, в январе открыл двери для иностранных инвестиций, но при этом 51% акций остались в собственности правительства. В прошлом году котировки концерна выросли более чем в четыре раза, обеспечив ему капитализацию в размере 227.3 млрд. долларов и позволив на какое-то время в этом году обойти Microsoft Corp.

Теперь настала очередь "Роснефти", которая всего несколько лет назад была неуклюжим пережитком советского министерства нефти и владела горсткой разбросанных месторождений, оставшихся от коварных олигархов.

Однако ей удалось получить несколько важных активов на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, не говоря уже о крупных пакетах в нефтегазовых проектах на Сахалине.

Но подлинно поворотный момент произошел в 2004 г., когда в результате получивших широкую огласку налоговых претензий к "ЮКОСу" главный нефтедобывающий актив компании, "Юганскнефтегаз", был продан за малую часть своей подлинной стоимости на сомнительном аукционе, организованном Кремлем. Желанный приз достался "Роснефти", председателем совета директоров которой - и, вероятно, это не простое совпадение - является Игорь Сечин, заместитель главы президентской администрации.

В результате объемы добычи компании увеличились в три раза до 1,5 млн. баррелей в день, и она, по своим собственным оценкам, вышла на второе место в мире по величине запасов. Ее чистая прибыль в 2005 г. выросла более чем в пять раз, составив почти 4,2 млрд. долларов. Но это было только начало преображения некогда никому неизвестного предприятия.

Неожиданно, словно для того, чтобы доказать, что деньги способны атрофировать память и чувство долга, как минимум сто сотрудников "ЮКОСа" перешли в "Роснефть". А почти все действующие в России крупные инвестиционные банки согласились принять участие в организации IPO, которое одновременно пройдет и на Лондонской фондовой бирже.

В апреле "Роснефть" объявила, что назначила вице-президентом и финансовым директором Питера О'Брайена (Peter O'Brien), американского инвестиционного банкира, который раньше работал с IPO в Morgan Stanley. В этом месяце компания назначила первых трех независимых членов в совет директоров - это представители "Внешторгбанка", Barclays Capital и Российской Академии Наук.

"Я была очень удивлена, причем не только заявленными планами, но и руководством и нынешним стилем поведения", - говорит Нелли Шарушкина, эксперт Energy Intelligence Group, которая давно следит за событиями в российской нефтяной отрасли.

"Первым изменением стал наем сотрудников "ЮКОСа", - поясняет она. - У "ЮКОСа" был свой стиль. Он первым из российских компаний начал играть в соответствии с международно-принятыми правилами корпоративного управления. И люди, которые перешли [в "Роснефть"] из "ЮКОСа", принесли с собой свой стиль управления".

О'Брайен заявил, что его привлекли "замечательные активы" компании и решимость президента "Роснефти" Сергея Богданчикова превратить ее в производителя мирового класса.

"За последние два года, даже без "Юганскнефтегаза", "Роснефть" росла быстрее, чем другие российские компании того же уровня, - сказал новый вице-президент в одном из интервью. - Здесь сочетаются рост, активы, планы Богданчикова и, самое важное для меня, тот факт, что он хочет сделать компанию открытой. Он хочет стать конкурентоспособным на мировом рынке. И он понимает, что это значит в плане прозрачности и общения с инвесторами".

Во время торжественной встречи с потенциальными инвесторами на роскошном, с лимузинами и шампанским, Российском экономическом форуме в Лондоне в апреле месяце Богданчиков заявил, что "Роснефть" к 2015 году намерена по объемам добычи обогнать все зарегистрированные на биржах нефтяные компании.

"В прошлом году "Роснефть" добывала 1,5 миллиона баррелей нефти в день. В настоящее время этот показатель еще выше. Мы планируем приблизиться к отметке добычи в 2 миллиона баррелей к 2010 году, и к 3 миллионам - к 2015 году", - сказал он.

Располагая такими мощностями, как плавучий нефтяной терминал "Белокаменка", что вблизи Мурманска, "Роснефть" также доказывает свою способность ликвидировать узкие места в трубопроводной цепочке, которые в последние годы тормозят расширение российского экспорта нефти.

Бывший руководитель 'ЮКОСа', а ныне заключенный Михаил Ходорковский выступали за прокладку в этом районе северного трубопровода, однако российская государственная трубопроводная монополия "Транснефть" сосредоточила все свое внимание и усилия на строительстве трубопровода в другом конце страны, чтобы поставлять энергоресурсы на азиатские рынки.

"Роснефть" бесстрашно создает сложный, но неплохо действующий механизм экспорта, который позволит ей круглогодично осуществлять экспортные поставки со своих увеличивающихся мощностей на месторождениях в Усинске, а также с нефтяного месторождения Ванкор, что в Восточной Сибири.

В этом году "Роснефть" намерена отправить 3,17 миллиона тонн собственной нефти через этот крупный плавучий терминал, который, находясь в открытой части моря в теплых водах Гольфстрима, не замерзает круглый год, в отличие от других портов России. Ожидается, что к 2015 году объем экспорта возрастет до 19 миллионов тонн в год.

Около 20 процентов нефти, проходящей через терминал "Белокаменка", поставляется в Соединенные Штаты Америки.

"Этот уникальный экспортный комплекс, полностью контролируемый "Роснефтью", обеспечивает новые направления для экспорта российской нефти", - говорит вице-президент Богданов, отвечающий за экспорт.

Большая неопределенность с IPO заключается во времени выпуска акций на рынок. Хотя компания уже много месяцев работает в соответствии с графиком, который должен вывести ее на первоначальное открытое предложение акций к середине июля, неустойчивость развивающихся рынков в последние две недели нанесла особенно ощутимый удар по России. 13 июня индекс РТС снизился на 9,4 процента, что вызвало ряд вопросов относительно того, правильно ли выбрано время для получения инвестиций в 8 и более миллиардов долларов.

Другой вопрос заключается в том, не окажутся ли в числе первых крупных претендентов на покупку акций большие государственные энергетические компании из Китая и Индии. В своем интервью, данном на прошлой неделе российской деловой газете "Ведомости", Богданчиков опроверг слухи о том, что таким компаниям будут предложены привилегированные пакеты акций стратегического характера.

"Наша позиция такова: в одни руки давать не более 1,5-2 процентов, - сказал Богданчиков, - если какая-то крупная корпорация или компания из Юго-Восточной Азии хочет покупать акции, она может сделать это во время IPO. Они могут приобретать акции, но на тех же условиях, что и все остальные".

Самые большие сомнения на сегодняшний день вызывают постоянные напоминания о том, что предстоящее первичное размещение акций в немалой степени является не чем иным, как переоформлением активов 'ЮКОСа', полученных в результате сомнительной сделки (минус 83 процента его налоговой задолженности после того, как суды урезали активы компании на 3,9 миллиарда долларов, что привело к развалу 'ЮКОСа'). Сделка эта привела к тому, что государство взяло активы в свою собственность, а многие миноритарные акционеры остались ни с чем.

Поскольку эти акционеры подали целую серию исков, лондонская компания F&C Asset Management предупредила инвесторов об опасности участия в IPO. "Если "Роснефть" не предоставит нам убедительных доказательств, что компания установила в полном объеме все финансовые обязательства, связанные с приобретением активов "Юганскнефтегаза", а также предусмотрела адекватные меры в этом направлении, мы не проявим интереса к приобретению ее акций", - заявила руководитель отдела корпоративного управления и социально ответственных инвестиций из F&C Asset Management Карина Литвак (Karina Litvack).

Финансист и меценат Джордж Сорос, чей фонд работает во всех странах бывшего Советского Союза, развивая демократию и принципы открытого рынка, в письме в Financial Times задается вопросом, можно ли вообще разрешать проведение IPO.

"Заявления о том, что это повысит прозрачность компании, упускают из вида тот факт, что "Роснефть" - это инструмент государства и всегда будет служить достижению политических целей России, а не интересам акционеров. Готова ли "Роснефть" включить эту информацию в проспект эмиссии?" - пишет он.

Богданчиков постарался сгладить заявления об инвестиционных рисках, связанных с исками акционеров ЮКОСа. В данном на прошлой неделе российской деловой газете "Коммерсант" интервью он указал на ряд судебных дел, в которых решение было вынесено не в пользу акционеров. "Возникает вопрос о том, какие нам можно предъявить требования и иски, - сказал он, - мы заявляем, что дело "Юганскнефтегаза" закрыто".

Многие аналитики говорят, что на это можно посмотреть и с другой стороны. Поскольку во главе стола в зале заседаний правления сидит Кремль, что бы ни случилось с остальным бизнесом, пробирающимся через российский фарватер с его многочисленными айсбергами, путь для "Роснефти" будет всегда расчищен.

__________________________________________________________

Джордж Сорос: IPO "Роснефти" - быть или не быть? ("The Financial Times", Великобритания)

Эй, кто тут за нефтяными акциями? Все в Кремль! Только за качество не отвечаем ("The Independent", Великобритания)

Акции 'Роснефти': соблазнительно, но боязно ("Business Week", США)