Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российский газовый гигант разучивает танго

Поход 'Газпрома' на Южную Америку может подставить подножку интересам Европы и США. Рассказывает Конал Уолш

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский газовый гигант 'Газпром' застал всех врасплох. Как раз тогда, когда после национализации огромной газовой отрасли Боливии западные компании грозят вообще уйти оттуда, 'Газпром' предложил инвестировать до 3 миллиардов долларов в экономику этой латиноамериканской страны

Российский газовый гигант 'Газпром' застал всех врасплох. Как раз тогда, когда после национализации огромной газовой отрасли Боливии западные компании грозят вообще уйти оттуда, 'Газпром' предложил инвестировать до 3 миллиардов долларов в экономику этой латиноамериканской страны.

Этот шаг, фактически первая проба сил российской государственной компании в Западном полушарии, результатом которой потенциально может стать столкновение с интересами США, лишний раз подчеркивает рост влияния 'Газпрома' в мире и в то же время показывает, что отношения США с президентом Боливии социалистом Эво Моралесом (Evo Morales), провозгласившим противостояние американской гегемонии в регионе, становятся еще хуже, чем раньше. Для таких фирм, как британская BG, уже вложивших в разработку крупных газовых месторождений Боливии сотни миллионов долларов, это тоже очень плохой знак.

Прежде всего необходимо заметить, что появление эмиссаров 'Газпрома' в Боливии - лишнее доказательство тому, сколь быстро определяющим фактором баланса политических сил в нынешнем мире становится энергетика. Как ненасытный Китай в стремлении поддержать свой рост приходит за топливом уже в Африку, так и Россия с другими странами, богатыми газом, используя благоприятное для них время высоких цен на энергоносители, водружает свой флаг в таких регионах мира, которые всего несколько лет назад считались бы для нее недоступными.

- Правительство США, вне сомнения, с беспокойством относится к сделке между 'Газпромом' и Боливией, - считает Клиффорд Гэдди (Clifford Gaddy), эксперт по России из вашингтонского Института имени Брукингса. - Однако, если США и могут что-нибудь с этим поделать, то очень немного. Мне кажется, что, даже если бы США попытались предпринять против этой сделки какие-то шаги - да даже если бы они просто высказали свое недовольство ею, - то и Моралес, и русские настроились бы на соглашение еще более решительно.

Хотя до подписания окончательных докуменов дело пока не дошло, обе стороны, судя по всему, намерены довести процесс до конца. На прошлой неделе президент боливийской государственной нефтяной компании Хорхе Альварадо (Jorge Alvarado) провел совместную пресс-конференцию с российским послом, на которой заявил, что с 'Газпромом' ведутся переговоры о соглашении, требующем 'инвестиций объемом как минимум 2-3 миллиарда долларов'. 'Газпром' выразил заинтересованность в проведении совместных проектов в области геологоразведки и добычи, а также в строительстве нового завода по переработке газа и нового газопровода в Парагвай.

При этом 'Газпром' наверняка больше интересует не сама геологоразведка, а возможности в секторе распространения, на которые он выйдет в долгосрочной перспективе. В отличие от многих крупных энергокомпаний, у 'Газпрома' достаточно и собственного газа - фактически компания контролирует четверть мировых его запасов, - однако любой бизнесмен понимает, сколь важно застолбить территорию в стране, из которой газ идет в Бразилию. Немаловажно также, что Боливия обладает запасами в 50 триллионов кубических футов (около 1,4 триллиона кубометров - прим. перев.) газа и, таким образом, когда-нибудь может стать ведущим региональным поставщиком этого топлива.

Кроме того, в стратегической линии компании явно чувствуется наклон к диверсификации. По словам президента России Владимира Путина, страна добивается положения 'мирового лидера в энергетической сфере', и аналитики в один голос говорят, что 'Газпром' во многом отличается от своих коллег по ОПЕК - те хотят быть просто экспортерами, а российская компания хочет стать глобальной и интегрированной. На территории России 'Газпром' создает совместные предприятия с западными компаниями, однако в секторе переработки и продажи топлива стремится приобретать активы самостоятельно - только на прошлой неделе была куплена британская компания Pennine Natural Gas, также говорят об интересе 'Газпрома' к крупнейшему участнику британского газораспределительного рынка компании Centrica.

Из-за огромного влияния 'Газпрома' его экспансия на Запад стала вызывать политические споры. По словам Гэдди, соглашение с Боливией - это 'свадьба изгоев'. Для Моралеса не менее важно найти инвесторов, которые одновременно не представляли бы собой западные компании. Вместе с Уго Чавесом (Hugo Chavez), президентом Венесуэлы, добывающей больше всех нефти в Латинской Америке, Моралес образует "ось Боливара", пытающуюся противостоять господству США.

После ренационализации, о которой было объявлено месяц назад, испанская Repsol, бразильская Petrobras, BG и другие компании заморозили свои инвестиционные программы в Боливии, в которые было вложено уже немало. Они, скорее всего, обратятся к своим правительствам с претензиями относительно боливийско-газпромовских договоренностей, однако те будут больше волновать западных политиков с точки зрения других возможных последствий. 'Газпром' фактически контролируется Кремлем, и его амбиции наверняка спровоцируют жаркие дискуссии на июльском саммите 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге.

Четверть потребляемого газа Европейский Союз получает из России. Сей факт был весьма рельефно отражен шесть месяцев назад, когда в результате ценового спора между 'Газпромом' и Украиной поставки газа на запад были временно сорваны. После этого в Европе начались разговоры о том, что впадать в такую зависимость рискованно, на что 'Газпром' обиделся и намекнул, что в будущем может выбрать себе и других, неевропейских, клиентов. А за это вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney), в свою очередь, обвинил Россию в том, что она использует энергоносители в качестве инструмента 'запугивания и шантажа'.

Боливийский ход 'Газпрома', скорее всего, задумывался как жесткий ответ США.

- Это лишь часть большой игры, - считает Крис Уифер (Chris Weafer), аналитик московского 'Альфа-банка'. - Когда США начали искать себе партнеров на Каспии - в частности, договариваться с Азербайджаном - они залезли в российский огород. И вот, кажется, им это аукается.

____________________________________________________________

Да, русские идут - и к этой мысли пора привыкать ("The Times", Великобритания)

Лапы прочь от нашего газа, русский медведь! ("The Guardian", Великобритания)