Назад пути нет. Быстрым шагом мы движемся в 'посленефтяную' эпоху. Хорошо известно, что глобальные перемены обычно происходят в результате совокупного воздействия многочисленных факторов; чаще всего, одни факторы превалируют над другими. Здесь же мы наблюдаем исключительный случай - все стрелки указывают в одном направлении: атмосферное потепление; рост могущества Китая, следующая на очереди - Индия; неизбежные изменения технологий и образа жизни; и, наконец, зависимость, которую невозможно уже больше терпеть, от одного региона мира - Персидского залива, - политическая нестабильность в котором еще долгое время будет обуславливать внутреннюю и внешнюю 'шаткость' расположенных там нефтяных государств.
Говоря иными словами, мир принимает меры, чтобы выстоять перед лицом возрастающего спроса на энергоносители. По мере того как одни месторождения, в Северном море, например, истощаются, основные запасы энергоносителей, как это уже было в 1950 году, опять сконцентрированы в одном регионе - на Ближнем Востоке. Правда, в настоящее время существуют два резких отличия: неподдающаяся никакому долгосрочному контролю региональная нестабильность и настоятельная необходимость сократить потребление энергии, чтобы замедлить потепление на нашей планете.
Сейчас можно уже просчитать, какое влияние это способно оказать на многие явления, начиная с основополагающих отношений между государствами и заканчивая мелочами нашей повседневной жизни; последствия - и мы это увидим - будут далеко не тривиальными, и, зачастую, парадоксальными. Давайте рассмотрим геополитику вопроса в более узком смысле отношений между крупными государственными формированиями, вспомним о современных событиях, потрясших наш мир - это поможет нам прийти к весьма неожиданным выводам. И речи быть не может, чтобы Китай смог договориться о по-настоящему политически низких ценах со своими поставщиками, членами ОПЕК. Китаю не стоит рассчитывать и на то, что он сможет быстро достичь того уровня производительности, который позволит стране сократить свои расходы на энергоносители, не нанося ущерба наращиванию объемов роста. Таким образом, формируется одна из наиболее основополагающих черт мира будущего: неизбежная зависимость Китая от мировой конъюнктуры, которая одновременно обуславливает и удовлетворительный рост его основных коммерческих партнеров - которые находятся на Западе - и, особенно, стратегию 'раздутых цен', которые ни в коем разе не должны отличаться от цен в Соединенных Штатах. Пекин, вопреки своим недвусмысленным заявлениям, не может не желать ослабления ОПЕК, а также быстрого развития альтернативных источников энергии: поставок сжиженного газа из России, использования растительного топлива и строительства многочисленных, сейсмически безопасных, атомных электростанций. Поэтому, если Китай окажется в одной лодке с Западом, а не с Югом или Востоком, постоянный рост цен на нефть в обязательном порядке приведет его к сближению с Вашингтоном, Токио и Брюсселем. К сожалению, этой реальности, неизбежной в среднесрочной перспективе, может предшествовать опасный период 'судорожных поступков', который, в конце концов, докажет - правда, дорогой ценой - практическую невозможность возвращения Китая в разряд стран третьего мира. Вторая тенденция, которую до настоящего момента сложно было предугадать, заключается в европеизации модели американского роста.
Да, были достигнуты впечатляющие результаты при использовании типов топлива, произведенных на базе этанола (новая технологическая разработка, в настоящее время крайне дорогостоящая, с помощью которой можно получить топливо растительной природы, эффективность которого составляет 90% от эффективности бензина); да, перспективы нефтехимической обработки битуминозного песка выглядят весьма многообещающими, но все же самым быстрым и рентабельным выходом из положения в краткосрочной перспективе представляется разработка новых моделей транспорта, подобных французскому TGV (train de grande vitesse - высокоскоростной поезд, прим. пер.) - не начать ли их внедрение с родного для Джорджа Буша Техаса? -, строительство современных атомных электростанций (в этой области 'Areva' уже завоевала значительную долю рынка), а также создание пешеходных городских зон и оптимизация транспортной инфраструктуры. Если Америка тщательно изучит данные о своем внутреннем спросе, ей не останется ничего другого, как встать на путь развития, который будет характеризоваться меньшей степенью индивидуализма и большей сплоченностью территорий и видов деятельности.
Гегемония консервативной республиканской партии, основанная на тесной 'спайке' крупнейших американских нефтяных корпораций и 'большой тройки' автомобилестроителей из Детройта, изжила себя. А вместе с ней, изжил себя и альянс с Саудовской Аравией - в данный момент Китай только и мечтает, как бы вытеснить из США Эр-Рияд. Соединив два предыдущих непредвиденных фактора с парой других, намного более предсказуемых - выходом на международную арену газовой сверхдержавы России и усилением интереса остальной части планеты к Персидскому заливу, - в краткосрочной перспективе можно увидеть несколько весьма противоречивых схем. Здравый смысл подсказывает, что все европейские страны должны как можно быстрее избавиться от своей ближневосточной зависимости и взамен построить постоянные партнерские отношения с Россией. Мы еще к этому не пришли по причине недоверия одних и обиды других - русских - которые единодушно считают, что мы предали их страну в самый тяжелый для нее переходный период. Европа должна проводить более благоразумную политику и не отделять будущее России от будущего всей остальной Европы. В отношении же Ближнего Востока представляется крайне желательным радикальным образом изжить как пораженческий дух перед лицом петромонархий и петрократий, так и боевой настрой, который может привести к милитаризации Залива, что окончательно пошатнет мировую экономику.
В этом случае для Ближнего Востока хорошо было бы придумать концепцию в духе великих теоретиков времен Рузвельта Джорджа Кеннана (George Kennan) и Дина Ачесона (Dean Acheson), которая стала бы эквивалентом тому, что во времена 'холодной войны' называлось концепцией сдерживания: не провоцировать волнения, а, применяя постоянное давление оборонительного характера, заставить государства региона вести справедливую торговлю со всеми странами мира. Желательно было бы интегрировать в эту новую стратегию развивающиеся державы: Россию, Китай, Индию. Определенно, Спиноза, как всегда, прав, и никто не может вечно считать себя 'государством в государстве'.
____________________________________________________________
Избранные сочинения Александра Адлера на ИноСМИ.Ru
Вспомнить о России ("Le Figaro", Франция)
О России с надеждой ("Le Figaro", Франция)