Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские заложники в Ираке

Что особенно удивительно в этом происшествии, так это то, что оно вообще произошло

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если Совет Шуры моджахедов может уделять подобное внимание чеченской проблеме в то время, пока американские силы еще находятся в Ираке, то он скорее всего будет уделять ей еще больше внимания, если закончится американское присутствие, против которого Москва так активно выступает. Даже если американцы не уйдут в ближайшем будущем, джихадисты могут легко вытащить чеченский вопрос с задворков сознания мусульманского мира, если захотят. И если они сделают это, то ни ХАМАС, ни Иран, ни какой-либо другой "друг" Москвы в мусульманском мире не сможет ничем помочь России.

3 июня с.г. в Багдаде были похищены четверо российских дипломатов, пятый дипломат был убит. 19 июня Совет Шуры моджахедов в Ираке (объединенная организация, в которую входит и группировка "Аль-Каиды" в Ираке) взял на себя ответственность за эту акцию и предъявил российским властям ультиматум - в течение 48 часов вывести войска из Чечни и освободить мусульман из российских тюрем. 21 июня Совет Шуры моджахедов объявил, что, так как Россия не выполнила его требований, Исламский суд данного Совета постановил казнить четверых российских заложников.

К моменту написания данной статьи не было известно, убиты ли заложники или еще живы. 22 июня российское информационное агентство "РИА-Новости" сообщало, что в переговорах, ведущихся с целью освобождения заложников, достигнут определенный прогресс, что давало надежду на то, что захваченные дипломаты еще живы. Однако чем бы ни закончился данный случай, он будет иметь серьезные последствия для российской внешней политики.

Одна из главных целей внешней политики Москвы заключалась в том, чтобы не допускать усиление негативного отношения к российскому вторжению в Чечню на Ближнем Востоке и в мусульманском мире в общем. В противодействии советской военной политике в 1980-х годах и в вынуждении Москвы вывести свои войска из Афганистана в 1988-89 годах поддержка моджахедов мусульманами имела такое же большое значение, как и оказывавшаяся им американская помощь.

Сейчас Россия уже много лет не может подавить восстание на своей собственной территории, в Чечне. И стоящая перед ней задача намного усложнится, если Чечня станет для мусульман тем же, чем 20 лет назад для них был Афганистан.

И поэтому Москва, особенно при Путине, неустанно убеждала мусульманский мир в том, что Россия, в отличие от Америки, является его другом. Когда Америка настаивала на вторжении в Ирак, Россия активно возражала против этого - как до, так и после интервенции. Когда Соединенные Штаты призывали к демократизации Ближнего Востока, Россия продемонстрировала свою готовность сотрудничать с авторитарными правительствами в их существующем виде. Когда Соединенные Штаты призывают к санкциям или другим серьезным мерам в ответ на ядерную программу Ирана, Россия призывает к сдержанности и даже встает на сторону Тегерана. Когда Соединенные Штаты отказались вести переговоры с движением ХАМАС после его победы на выборах в Палестине, Россия приняла делегацию ХАМАС в Москве.

Можно привести еще множество примеров. Своими действиями, судя по всему, Москва стремится убедить мусульман в том, что Россия поддерживает их в таком большом количестве аспектов, что они не должны беспокоиться о том, что происходит в Чечне. Москва предпочла бы, чтобы мусульмане поддержали ее действия в этой республике, однако будет благодарна, если они просто не будут обращать внимание на происходящее там - раз уж они не оказывают чеченским боевикам активной поддержки.

Что примечательно, данная дипломатическая компания России в значительной мере увенчалась успехом. Большинство правительств, а также общественное мнение в странах мусульманского мира хотя и не одобряют политику России в Чечне, но в общем игнорируют ее. Вместо нее они сосредотачиваются на противодействии американской политике в арабо-израильском конфликте, в Ираке, Иране и других местах.

Однако очевидно, что эта российская дипломатическая кампания не сработала в случае с Советом Шуры моджахедов в Ираке. То, что Москва все еще надеется на успех этой дипломатии, даже после выдвинутого Советом 19 июня ультиматума о выводе войск из Чечни, было продемонстрировано в заявлении представителя Министерства иностранных дел России, сделанном в ответ на этот ультиматум: "Нет никаких оправданий захвату представителей страны, активно способствующей восстановлению мира на иракской земле, независимости и благосостояния дружественного иракского народа", - сказал Михаил Камынин. Другими словами: Зачем захватывать россиян, ведь страну оккупируют американцы, а не русские?

Однако в заявлении Совета Шуры моджахедов от 19 июня говорилось, что, несмотря на то, что Россия была против вторжения Америки в Ирак, Совет выступает против как нынешней "агрессии" России в Чечне, так и прошлой в Афганистане. "Как вы можете просить нас забыть о том, с чем сталкиваются ослабленные мусульмане со стороны российских властей и народа?", - спрашивается в заявлении Совета. В заявлении от 21 июня, объявляющем о решении казнить четверых российских дипломатов, говорилось, что это делается ради "мести за наших братьев, чья кровь оказалась на руках русских".

Что особенно удивительно в этом происшествии, так это то, что оно вообще произошло. Складывалось впечатление, что Совет Шуры моджахедов в Ираке уже был полностью занят борьбой с американцами, шиитами и другими противниками внутри Ирака. Однако, несмотря на все это, Совет нашел время подумать о российской политике в Чечне и принять против нее меры.

Если Совет Шуры моджахедов может уделять подобное внимание чеченской проблеме в то время, пока американские силы еще находятся в Ираке, то он скорее всего будет уделять ей еще больше внимания, если закончится американское присутствие, против которого Москва так активно выступает. Даже если американцы не уйдут в ближайшем будущем, джихадисты могут легко вытащить чеченский вопрос с задворков сознания мусульманского мира, если захотят. И если они сделают это, то ни ХАМАС, ни Иран, ни какой-либо другой "друг" Москвы в мусульманском мире не сможет ничем помочь России.

Марк Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)

___________________________________________________________

Три вызова Москве ("United Press International", США)