Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Мы хотим стать равными ExxonMobil'

Нам предстоит решить кое-какие проблемы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы хотим стать глобальным оператором, создать производственную систему полного цикла, от производителя до потребителя. Мы хотим стать лидером нефтегазового рынка наравне с американской группой 'ExxonMobil". Наше производство в основном сконцентрировано в Западной Сибири, а наши клиенты - в Европе. Поэтому нам предстоит решить кое-какие проблемы. . .

Интервью Сергея Куприянова, заместителя начальника Департамента по информационной политике ОАО "Газпром". Официальный представитель 'Газпрома' заявляет, что его компания не вынашивает никаких агрессивных планов в отношении западных операторов.

- Ваша компания является почти монополистом в России. Входит ли в Ваши планы развитие деятельности за границей?

- Мы хотим стать глобальным оператором, создать производственную систему полного цикла, от производителя до потребителя. Мы хотим стать лидером нефтегазового рынка наравне с американской группой 'ExxonMobil". Наше производство в основном сконцентрировано в Западной Сибири, а наши клиенты - в Европе. Поэтому нам предстоит решить кое-какие проблемы. Чтобы облегчить путь к западным потребителям мы разработали стратегию создания партнерств, опираясь на модель партнерства, которое у нас существует с компанией BASF. Мы создали совместное предприятие, чтобы совместно продавать газ в Европу, а BASF, со своей стороны, участвует в проектах по добыче газа в России. Мы хотим создать большое количество подобных партнерств.

- Означает ли это, что Вы не собираетесь покупать, используя биржевые 'захваты', газораспределительные компании, такие как 'Centrica' в Великобритании, чего так боятся многие компании Западной Европы?

- У нас не было никаких контактов с акционерами Centrica, и мы были крайне удивлены, когда до нас дошли слухи, согласно которым мы собираемся покупать данное предприятие. Мы действительно изучаем все возможности усиления нашего присутствия за границей, благодаря заключению соглашений или покупки компаний. Но сейчас еще преждевременно рассказывать о конкретных проектах.

- О покупке 'Suez" тоже преждевременно говорить?

- Да, преждевременно.

- Европейцы были поражены жесткими мерами, примененными в январе этого года к Украине, когда Вы прекратили поставки газа в эту страну. Было действительно необходимо заходить так далеко?

- Само собой разумеется, что процесс перехода к 'правильным' ценам, основанным на рыночных реалиях, со странами бывшего СССР является мучительным процессом. Но наша реакция не была внезапной. Ей предшествовал длительный переходный период. Среди обсуждаемых вопросов было создание совместного газораспределительного предприятия на Украине. Но с украинской стороны по этому вопросу мы слышали только обещания, которые так и не были конкретизированы. Мы не могли и далее находиться в этой ситуации. У нас был контракт на поставку газа, который потерял свою силу из-за дополнительного межправительственного соглашения, которое должно было ежегодно возобновляться. Наши украинские партнеры вели себя так, как будто они могли и дальше получать газ по прежним ценам.

- 'Газпром' принадлежит российскому государству более чем на 50 процентов. Вас такая ситуация устраивает?

- У нас нет ни малейшего желания менять систему, к которой мы давно стремились. Она оптимальна, поскольку государство следит за тем, чтобы интересы граждан всегда принимались во внимание, а наши частные акционеры требуют от нас повышения эффективности деятельности компании.

- 'Газпром' часто обвиняют в том, что он действует в интересах власти. Тот факт, что ваш председатель Совета Директоров одновременно является и первым вице-премьером, Вас не смущает? Как если бы вице-президент США управлял 'ExxonMobil'. . .

- Не стоит забывать, что 'ExxonMobil' является полностью частной компанией. То, что государство, которое является держателем контрольного пакета акций 'Газпрома', имеет своего представителя в Совете Директоров, мне представляется нормальной ситуацией.

- То есть, европейцам не стоит бояться 'Газпрома'?

- Я не вижу, почему наша компания могла бы вызвать у кого-либо страх. Мы совсем не злые. Мы настойчивы, и мы работаем в тяжелых условиях. И, к тому же, наши отношения с нашими европейскими партнерами всегда отличались абсолютной прозрачностью, даже если это не всегда можно сказать про наши отношения со странами бывшего СССР.

Справка

Диверсифицированный конгломерат

'Газпром' является крупнейшим производителем газа в мире. Объем производства составляет 540 млрд. кубометров в год, которые добываются на месторождениях, расположенных в основном в северной части Урала.

Компания владеет 154 лицензиями на разработку месторождений. Она является почти абсолютной монополией в области производства в России и абсолютной монополией в области экспорта газа. Компания поставляет 25 процентов от объема потребляемого ЕС газа, в котором доля Франции составляет 22 процента.

Компании принадлежат 153 800 км газопроводов, которые обслуживают всю Россию. Самым крупным является газопровод 'Дружба', который, проходя по территории Украины, связывает месторождения Урала с европейскими потребителями: по этому трубопроводу поставляется 80 процентов экспортируемого Россией газа.

Компании принадлежит банк 'Газпромбанк', страховая компания 'Согаз', газета 'Известия', радиостанция 'Эхо Москвы' и телевизионный канал НТВ.