ЛОНДОН, 26 июня - Российские политики говорят, что олигарх Алексей Мордашов проиграл битву за сталелитейную компанию "Arcelor" по одной причине: из-за существующей русофобии, или предубеждения против бизнеса и бизнесменов России.
Сорокалетнего миллиардера и главу "Северстали" Мордашова в воскресенье оттолкнули в сторону, когда совет директоров компании "Arcelor" принял предложение о слиянии с "Mittal Steel" стоимостью 26 миллиардов евро, заявив о том, что оно оказалось более ценным. Мордашов за четвертую часть "Arcelor" предлагал активы стоимостью 8 миллиардов евро. Его предложение оказалось весьма непопулярным среди части инвесторов "Arcelor", обеспокоенных тем, что он может взять под свой контроль всю компанию. Реакция в России на эти новости была быстрой и гневной.
Министр энергетики и промышленности Виктор Христенко обвинил европейские страны в "двойных стандартах", поскольку правительства этих стран призывают Россию быть более открытой для иностранных инвестиций. Как сообщило информационное агентство "Интерфакс", Христенко сказал о решении "Arcelor" пойти на попятную в сделке о слиянии с "Северсталью" следующее: "Я полностью разочарован этим решением и считаю его довольно плохим знаком".
Газета "Известия" написала, что "проживающий в Лондоне Лакшми Миттал в полной мере использовал миф о "российской угрозе" во время переговоров с акционерами и, очевидно, нашел в этом взаимопонимание с европейцами".
Именно сегодня, когда звучат эти обвинения, российские компании стремятся к получению дополнительных средств для расширения своей деятельности за пределами страны, что происходит благодаря высоким ценам на природные ресурсы. По данным "Thomson Financial", в прошлом году российские компании совершили за рубежом сделок на 6 миллиардов долларов. Это примерно в четыре раза больше по сравнению с 2004 годом. Ожидается, что в текущем году данная цифра снова резко вырастет.
Западные инвесторы полностью признают, что рынки чувствуют себя не очень уютно в связи с волной российских поглощений.
"Все еще существует такое представление, что Россия - это не мягкий и пушистый медвежонок, а агрессивный медведь, готовый выступить против инвесторов, если его интересы будут представлены недостаточно", - говорит Стивен Поуп (Stephen Pope), глава отдела исследований акционерного капитала из лондонской компании "Cantor Fitzgerald". По его словам, некоторые инвесторы по-прежнему считают, что все, связанное с Россией, является "немного сомнительным и подозрительным".
Многие западные инвесторы все еще смотрят на Россию как на страну "из комиксов, таинственную и управляемую мафией". Это слова Джорджа Ньяньяса (George Nianias), возглавляющего лондонский хеджевый фонд "Denholm Hall", который специализируется на сделках с Россией. "Но реальность такова, что россияне, являющиеся хорошими бизнесменами, ничем не отличаются от хороших бизнесменов из других стран", - добавляет он.
По мнению Ньяньяса, для россиян игра в слияния и приобретения в новинку, и из-за этого Запад относится к ним довольно скептично. Он добавляет, что процесс изучения может занять у обеих сторон несколько месяцев, а возможно - несколько лет. В самом начале сделки с "Arcelor" некоторые русские увидели в ней признак того, что Россия успешно входит в процесс глобализации. Но вместо этого, сегодня существует подозрение в том, что "Северсталь" используют в качестве козыря для торга.
"Господин Мордашов считает, что совет директоров обошелся с ним не должным образом, учитывая его контракт и отношение к "Arcelor"", - заявил Роберт Миллер (Robert Miller ), директор инвестиционного банка "Miller Mathis", который консультировал Мордашова.
Европейские инвесторы часто приводят два довода в обоснование своего недоверия к российскому бизнесу: арест и заключение в тюрьму создателя нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и временное прекращение поставок газа на Украину российским "Газпромом".
"Не всегда ясно, являются ли эти компании подлинными предприятиями бизнеса, или это лишь вывески, за которыми скрывается государство", - говорит профессор экономики из лондонской школы бизнеса Касса Джеффри Вуд (Geoffrey Wood).
Российские обвинения в адрес западных рынков были не менее жесткими. "Против слияния "Северстали" и "Arcelor" была развязана беспрецедентная пропагандистская кампания, - заявил спикер Государственной Думы Борис Грызлов, - а это показывает, что кто-то не хочет пускать нас на свои рынки".
Российские заявления о предвзятости прозвучали после протестов индийских бизнесменов, которые говорили, что возражения компании "Arcelor" против предложения Миттала зачастую были окрашены в расистские тона, унизительные для людей из Юго-Восточной Азии. Объявляя на пресс-конференции в Москве о ныне отмененной сделке с "Северсталью", председатель правления "Arcelor" Джозеф Кинш (Joseph Kinsch) заявил, что рад возможности заниматься бизнесом с "настоящим европейцем".
"Инвесторы в основном с подозрением относятся к российским олигархам", - так сказал о богатых русских бизнесменах аналитик в области металлургии из "Renaissance Capital" Роб Эдвардс (Rob Edwards). По его словам, в глазах западного правосудия каждый олигарх несет на себе свою собственную печать юридического риска.
"Люди плохо знают этот рынок, - говорит Эдвардс, - а плохо информированный человек не может провести различия между Мордашовым и Ходорковским". Мордашова считают близким человеком к президенту Владимиру Путину.
"Если вы руководите пенсионным фондом где-нибудь в Брюсселе, вы будете обеспокоены тем, что вашими капиталами распоряжается российский олигарх. И неважно, есть здесь реальная причина для беспокойства или нет", - заявляет Эдвардс.
Представитель крупнейшего в стране лобби бизнесменов - Российского Союза Промышленников и Предпринимателей Валерий Виноградов говорит о том, что огульная дискриминация в отношении российского бизнеса является пережитком прошлого, потому что многие компании за последние годы уже провели первую подписку на свои акции или котируются на иностранных биржах. А это заставляет их соответствовать западным нормативам бухгалтерского учета.
Однако самыми громкими критиками России на Западе являются сами россияне. Бывший вице-президент ЮКОСа Александр Темерко, проживающий сегодня в лондонской эмиграции, говорит о том, что инвесторы правы, принимая во внимание политические риски, связанные с предложением Мордашова.
"А что, если завтра они решат схватить Мордашова и заставят его продать свои активы государственной компании? - задал вопрос Темерко во время интервью по телефону, - тогда какой-нибудь агент КГБ появится в офисе "Arcelor" и скажет: "Я ваш новый партнер"".
"Политические мотивы реальны, они существуют, - добавляет он, - и инвесторы правы, когда выражают опасения".