Неудавшееся слияние "Северстали" и Arcelor вызвало в России реакцию разочарования вплоть до разговоров о теориях заговора. "Северсталь" собирается предпринять юридические шаги и улучшить свое предложение.
В субботу глава концерна Алексей Мордашов, совершенно убежденный в том, что ему удалось добиться слияния концерна "Северсталь" с Arcelor окончательно, прибыл в Люксембург. К тому же в Талоне банк ABN Amro обещал ему кредит в размере нескольких миллиардов долларов США для того, чтобы сделать более привлекательным свое предложение для Arcelor. То, что слияние, в конечном счете, провалилось, вызвало в России возмущение.
В любом случае, "Северсталь" изучит все возможности, позволяющие предпринять против Arcelor шаги юридического характера, подтвердил Томас Верасто (Thomas Veraszto), курирующий в "Северстали" вопросы стратегического планирования. То, что есть намерение улучшить предложение, стало известно вчера из официального сообщения концерна.
Согласно экономической газете "Ведомости", готовность оказать финансовую поддержку "Северстали" выразил наряду с ABN Amro также самый богатый олигарх России Роман Абрамович. Абрамович буквально на прошлой неделе приобрел 41 процент акций крупнейшей российской металлургической компании Evraz-Group. Наблюдатели не исключают, что "Северсталь" и акционеры Evraz-Group сделают Arcelor новое предложение совместно.
Между тем газета "Коммерсант" сообщала, что Абрамович на стороне Arcelor. Абрамович вел с Митталом переговоры о продаже своей доли в Evraz-Group. Согласно сообщению, акционеры Arcelor приняли решение в пользу Миттала по той причине, что Миттал будто бы пообещал таким образом обеспечить выход на российский рынок.
Во всяком случае, решением Arcelor возмущены не только концерн "Северсталь", но и российская общественность. С самого начала не было никаких сомнений в том, что согласие на переговоры давал лично президент Владимир Путин, и что это является также вехой на пути экспансии российских концернов.
Двойные стандарты
Первым отреагировал министр энергетики Виктор Христенко, высказавший пожелание, чтобы в отстранении "Северстали" "не видели признаки русофобии по отношению к окрепшей российской экономике". Но он говорил и о "двойных стандартах", которые, по его мнению, были со всей очевидностью использованы в данном случае.
Для близкого к Путину главы парламента Бориса Грызлова нет никаких сомнений в том, что Россию проигнорировали - и, в частности, по той причине, что боятся ее конкурентоспособности. "Беспрецедентная пропагандистская кампания подчеркивает тот факт, что российский бизнес вполне конкурентоспособен. Европейцы, вполне очевидно, не хотят пускать нас на свои рынки".
Такой же точки зрения придерживается и газета "Известия", контролируемая государством, она пишет о совершенно очевидных антироссийских настроениях и об использовании мифа о "русской угрозе", что нашло свое проявление в данном случае.
Высказывания отвечают линии президента Путина, увязывающего снабжение Европы энергоносителями с готовностью Запада допускать российские концерны на рынки Европы. Экспансионистские амбиции были замечены до того, как у "Северстали" появился интерес к Arcelor, у газового монополиста "Газпром", против присутствия которого на своих рынках выступили европейские государства.
Поэтому российская газета "Коммерсант" прогнозирует обострение отношений между представителями ЕС и России еще до саммита глав государств и правительств ведущих промышленно развитых стран, Большой Восьмерки, запланированного на середину июля в Санкт-Петербурге. В то же время "Независимая газета" видит в ложном альянсе с "Северсталью" "блестящий маневр" Arcelor, с помощью которого этот концерн в ходе сражения за поглощение просто поднял цену на себя. "Arcelor использовал Мордашова", - озаглавило свое сообщение информационное агентство RBC.