Выставляются на продажу: акции компании, чей сторонящийся иностранцев скрытный руководитель является бывшим сотрудником КГБ. Главная драгоценность в его короне была фактически экспроприирована у другой компании, а будущее этого человека зависит от власти политиков, которые должны покинуть свои посты через два года. Предложение действует в течение ограниченного времени.
Несмотря на это, инвесторы встают в очередь, чтобы поучаствовать в сделке. И осуществить ее помогают известные всему миру банки компании, такие как "J.P. Morgan Chase", "Morgan Stanley", "ABN AMRO Rothschild", "Dresdner Kleinwort Wasserstein" и "Goldman Sachs".
Речь идет о "Роснефти". Это российская государственная компания нефтегазового сектора, активы которой оцениваются более чем в 60 миллиардов долларов. Председательствует в ней заместитель главы администрации российского президента Владимира Путина Игорь Сечин. Вчера президент компании Сергей Богданчиков встретился в Москве с инвесторами и рассказал о подробностях проекта предложения ценных бумаг стоимостью в 11,6 миллиарда долларов, которое должно появиться на Лондонской фондовой бирже в ходе открытой подписки.
Стоимость подписки по своим масштабам занимает четвертое место за всю историю существования бирж. Ее значение далеко выходит за рамки простых инвестиционных решений. Продажа акций "Роснефти" знаменует собой новый этап в развитии России, которая прошла дистанцию от коммунизма через период неограниченного господства олигархов до эпохи, в которой Путин осуществляет восстановление и укрепление власти государства в экономике, особенно в нефтедобывающем секторе.
Сейчас Путин и его ближайшие помощники обратили свои взоры за границу, пытаясь превратить российские компании в крупных международных игроков. Тем самым они стремятся конвертировать захваченную у олигархов собственность в денежные средства, а также пригласить крупные западные институты поучаствовать в финансировании кремлевской ренационализации значительной части российской нефтяной промышленности. Около 8 миллиардов долларов поступлений от продажи акций пойдет на оплату займов, использованных российским государством для укрепления своего контроля над газовым монополистом - компанией "Газпром".
В своем стремлении удостоиться расположения Кремля или получить кусок пирога потенциально доходной нефтедобывающей промышленности России многие иностранные компании примут участие в приобретении акций. Произойдет это несмотря на то, что Россия недавно объявила о своем решении ограничить зарубежных инвесторов правом покупки лишь миноритарных пакетов акций в ключевых нефтяных компаниях. По сообщениям "Bloomberg News", Богданчиков заявил вчера, что "интерес очень велик".
"Дело в том, что Сечин самое доверенное лицо в президентской администрации, - говорит старший научный сотрудник Института Брукингса Клиффорд Гадди (Clifford Gaddy). - Человек в его положении имеет потенциальное преимущество над конкурентами. Если вы своими инвестициями хотите просто получать доход, а не добиваться контроля над компанией, то такой вклад средств вполне разумен".
Однако эта сделка носит довольно спорный и противоречивый характер. В прошлом году "Роснефть" утроила объем добычи нефти, доведя его до 1,6 миллиона баррелей в день. Это стало результатом приобретения активов, когда-то принадлежавших нефтяной компании ЮКОС. Кремль привел эту частную фирму к банкротству, предъявив ей гигантский иск о якобы имевшем место уклонении от уплаты налогов. Размер иска составил 30 миллиардов долларов. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, критиковавший политику Путина, оказался в тюрьме. А тем временем, суд по делам о несостоятельности продал самое дорогое и ценное предприятие ЮКОСа - компанию "Юганскнефтегаз" с аукциона, в котором принимал участие лишь один претендент. Спустя несколько дней этот покупатель перепродал "Юганскнефтегаз" "Роснефти" за 9,3 миллиарда долларов.
""Роснефть" - это просто приемщик краденого, ведь 70 процентов капитала компании состоит из украденной собственности", - заявил юрист из адвокатской конторы "Covington & Burling" О. Томас Джонсон (O. Thomas Johnson), представляющий интересы акционеров ЮКОСа, которые предъявляют судебные иски "Роснефти".
Поскольку существует масса вопросов о том, каким образом "Роснефть" приобрела свои нефтяные месторождения, компания не пытается продавать или продвигать свои акции на рынке США. И даже в Европе предложение акций вызывает сомнения в том, что российские нефтяные и газовые компании смогут выдержать юридические проверки, проведение которых в акционерных обществах открытого типа, выставляющих свои акции на продажу, является естественным мероприятием в глазах западных бирж и инвесторов. Британское управление по допуску к торговле на фондовой бирже все еще не закончило изучение проекта предложения ценных бумаг "Роснефти".
"Роснефть" в своем проспекте заявляет о существовании определенных рисков, связанных с четырьмя судебными исками, предъявленными акционерами ЮКОСа. Однако руководитель "Роснефти" Богданчиков говорит, что не ждет какого-либо "существенного ущерба" от этих разбирательств.
Время для продажи акций "Роснефти" выбрано с таким расчетом, чтобы избежать излишних проверок. Всего через три недели руководители восьми промышленно развитых государств соберутся на встрече в Санкт-Петербурге, где главным пунктом повестки дня должны стать вопросы энергоресурсов. Продажу акций "Роснефти" планируется начать 14 июля - как раз в тот день, когда Путин встретится с президентом Бушем, и за день до открытия саммита "Группы восьми".
Безусловно, западные государства оценивают возможные издержки критики в адрес предложения "Роснефти". Кремль уже намекнул, что он вот-вот примет решение о том, какие компании получат права на ведение поисково-разведочных работ на крупном газовом месторождении. А в конкурсе этом участвуют фирмы из Норвегии, Франции и Соединенных Штатов Америки. Компании из Великобритании, Италии и Германии также ищут возможности для вложения средств в России.
На цену акций "Роснефти" прямое влияние окажет то, как иностранные инвесторы относятся к этим проблемам. По словам Уильяма Браудера (William Browder), возглавляющего "Hermitage Capital Management" - один из крупнейших действующих в России инвестиционных фондов, стоимость акций таких компаний, как "Exxon Mobil" или "British Petroleum", отражает цену в 17 долларов за баррель их нефти из разведанных запасов. В то же время, акции российских нефтяных и газовых компаний, зарегистрированных на бирже, демонстрирует стоимость менее чем в 4 доллара за баррель.
Огромная разница в котировках отражает ту цену, которую приходится платить за смешение нефти и политики. И западные инвесторы будут здесь рисковать меньшими суммами. Атмосферу неуверенности усилило и отношение Москвы к самому господину Браудеру. Российские власти запретили живущему в Лондоне финансисту въезд в Россию, лишив его визы. И произошло это несмотря на многолетнюю репутацию Браудера как одного из самых активных иностранных инвесторов на российском рынке. Не теряя присутствия духа, Браудер, вложивший большие средства в нефтяные компании России, надеется на сужение пропасти в рыночной оценке стоимости российских и зарубежных запасов. "Россия по-прежнему дешева, у нее по-прежнему масса недостатков, и я по-прежнему могу делать там деньги", - заявляет он.
Однако политика может стимулировать других инвесторов, чьи интересы относятся к иным сферам. Государственные компании Китая, который стремится к созданию близких отношений с Россией в области энергетики, должны представить свои предложения по приобретению крупных пакетов акций "Роснефти". Индийская "Oil and Natural Gas Corp.", являющаяся самой крупной в стране геологоразведочной компанией, заявляет о том, что "изучает" возможность покупки акций "Роснефти". Об этом сообщает "Bloomberg News".
Что касается политических рисков, то "Роснефть" в этом плане предоставляет хорошие шансы. Председатель совета директоров "Роснефти" Сечин является доверенным лицом Путина с начала 90-х годов. В своей официальной биографии Путин пишет, что Сечин в 70-е годы работал военным переводчиком в Мозамбике и Анголе. Позднее Сечин стал депутатом городского совета Санкт-Петербурга, где он работал с иностранцами, в том числе, с Майклом Макфолом (Michael McFaul), ныне преподающим политологию в Стэнфордском университете. В начале 90-х Макфол занимался проведением демократических реформ в органах городского управления России.
"Он был дружелюбным и очень организованным человеком, с ним легко было работать, - вспоминает Макфол, - и он стал самым первым человеком, открыто заявившим мне, что работал на КГБ". Путин также был сотрудником КГБ.
Считается, что в Москве Сечин возглавляет кремлевскую фракцию, в которую входят многие бывшие офицеры КГБ, разделяющие взгляды Путина на необходимость создания сильной централизованной власти и мощного аппарата безопасности.
"Даже если не брать во внимание "Роснефть", Сечин вполне определенно является важным лицом в России. Он обладает огромным авторитетом и влияет на решение многих вопросов. Но мне кажется, что никто даже догадываться не может о его мыслях, включая то, что он думает об энергетической политике", - заявил один американский юрист, работающий в России, и именно по этой причине пожелавший остаться неизвестным.
Многие специалисты по России полагают, что Сечин сыграл ключевую роль в кампании против ЮКОСа.
"Дело ЮКОСа инспирировала "Роснефть". Богданчиков и Сечин напали на Ходорковского, потому что хотели захватить его собственность. У Путина в этом деле был политический интерес, но оно с самого начала было ничем иным, как захватом собственности", - говорит Андерс Аслунд (Anders Aslund), старший научный сотрудник Института международной экономики. По его словам, "Роснефть" должна выкупить то, что останется от ЮКОСа после вынесения решения суда по делам о банкротстве. Тем самым, объемы добычи компании увеличатся еще где-то на 400000 баррелей нефти в день. "Сейчас, чтобы приобрести дополнительную собственность, они хотят провести IPO. В результате им удастся вновь пустить в оборот полученные деньги, чтобы в дальнейшем приобретать все новые частные компании", - заявляет Аслунд.
В этой истории не все испытывают глубокие симпатии к ЮКОСу. ЮКОС вошел в десятку компаний, созданных в начале 90-х годов, когда Россия представила свою государственную нефтедобывающую отрасль для приватизации. Финансовая группа Ходорковского "Менатеп" приобрела компанию на аукционе, устроенном ей самой через подставную фирму. Об этом рассказывает директор российских исследований из Американского института предпринимательства Леон Арон (Leon Aron).
"Непохоже на то, что Михаил Ходорковский получил свои права на компанию законным путем", - заявил Макфол.
Но в конце 90-х Ходорковский начал менять свой имидж. Он приступил к вложению средств в месторождения ЮКОСа и начал управлять компанией в соответствии с международными стандартами. По словам Арона, добыча нефти частными нефтяными компаниями России во главе с ЮКОСом в период с 1999 по 2004 год ежегодно увеличивалась на 8-9 процентов. В то же время, рост добычи "Роснефти" составлял "анемичный" показатель в 1-2 процента ежегодно.
Именно поэтому многие экономисты полагают, что подъем "Роснефти" негативно скажется на российской нефтедобывающей отрасли. "Это подрыв традиционного предназначения IPO, - говорит Арон. - Деньги, полученные в результате открытой подписки на акции, обычно вкладываются в дело для расширения бизнеса. История "Роснефти" такова, что в отношении этой компании преобладает иное мнение. Многие считают, что полученные деньги прикарманит компания, ее руководство, возможно, высокопоставленные руководители из властных структур. Часть средств пойдет на погашение долга".
Макфол отмечает определенную иронию ситуации, заключающуюся в том, что Сечин и другие руководители "Роснефти" используют ту же тактику, что и Михаил Ходорковский: "Эти парни пользуются его стратегией, включая привлечение к работе консультантов по организации общественного мнения из Вашингтона, которые пудрят мозги таким людям, как я, и говорят, что предложение акций не такая уж и плохая вещь. Похоже, что все они движутся по одной и той же траектории. Они использовали политическую власть для кражи собственности, а сейчас пытаются легализовать ее на Западе. Именно так пытался действовать и Ходорковский. Мои друзья-инвесторы видят это, однако потенциальные выгоды от участия в покупке акций "Роснефти" настолько высоки, что они говорят: "Мы будем дураками, если не возьмем себе часть этой компании"".
Официальные лица с Лондонской фондовой биржи отказываются комментировать предложение "Роснефти". Однако старший менеджер биржи Джон Эдвардс (Jon Edwards), отвечающий за Россию и Восточную Европу, говорит о том, что "многие высококачественные российские эмитенты получают далеко не то, на что должны рассчитывать". Он добавляет, что "психология российских менеджеров за последние пять лет существенно изменилась. Многие из этих менеджеров-собственников сегодня заинтересованы не только в получении доходов, но и в развитии своих компаний".
____________________________________________________________
IPO 'Роснефти' - ставка на Путина ("The Guardian", Великобритания)
Размещение 'Роснефти' - станет ли влечение роковым? ("The Financial Times", Великобритания)