Достаточно взглянуть на состав совета директоров 'Роснефти', чтобы понять: даже после избрания в этот орган трех 'независимых' членов в нем явно преобладают государственные назначенцы, среди которых - один из ближайших помощников президента Владимира Путина. Структура руководства компанией построена по 'континентально-европейской' модели: она состоит из правления в составе восьми членов, возглавляемого президентом - опытным нефтяником Сергеем Богданчиковым, и совета директоров из девяти человек, большинство из которых не являются сотрудниками компании (в него также входит г-н Богданчиков).
Председателем совета директоров является Игорь Сечин, одновременно занимающий пост заместителя главы Администрации президента, где, как считается, он контролирует 'доступ к телу' президента. По словам аналитиков, ни один посетитель или документ не попадает к г-ну Путину без санкции Сечина.
Он пользуется репутацией трудоголика, внимательного к деталям и чрезвычайно лояльного по отношению к президенту: те же функции Сечин выполнял при г-не Путине еще в 1990-х гг. в Санкт-Петербурге, когда тот был заместителем мэра.
Г-н Сечин почти никогда не появляется на публике. Он закончил Ленинградский государственный университет, где изучал французский и португальский языки; некоторое время работал переводчиком в Мозамбике и Анголе - подобные должности зачастую использовались в качестве прикрытия для сотрудников КГБ.
Г-н Сечин считается лидером кремлевской фракции 'силовиков' - бывших военных и сотрудников спецслужб, которая укрепила свои позиции после переизбрания г-на Путина на второй срок. Кроме того, его считают одним из инициаторов судебной 'атаки' на нефтяную компанию 'ЮКОС', ранее возглавлявшуюся Михаилом Ходорковским, чей главный добывающий филиал был приобретен 'Роснефтью' в 2004 г.
В качестве председателя совета директоров он наладил тесный контакт с г-ном Богданчиковым - тот закончил Уфимский нефтяной институт, а затем работал в различных подразделениях 'Роснефти'.
В прошлом году Богданчикову и Сечину удалось предотвратить слияние компании с 'Газпромом' - российским газовым монополистом, результатом которого стало бы создание единого государственного нефтегазового холдинга.
Среди других представителей государства в совете директоров - Кирилл Андросов, молодой заместитель министра экономики, Андрей Реус - заместитель министра промышленности и энергетики, руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин, имеющий ранг министра, и Глеб Никитин - последний, будучи высокопоставленным чиновником Агентства по управлению федеральным имуществом, входит в советы директоров 22 государственных компаний.
Среди независимых директоров - Андрей Костин, председатель правления 'Внешторгбанка' (второго по величине государственного банка в стране), видный представитель деловой элиты российского госсектора и его своеобразный 'полпред' в 'Роснефти'.
Еще одним независимым членом Совета, и единственным иностранцем в его составе, является Ганс-Йорг Рудлофф (Hans-Joerg Rudloff), глава Barclays Capital - одного из отделений британской финансовой корпорации, кредитующей 'Роснефть'. В составе правления также есть один иностранец - американец Питер О'Брайен (Peter O'Brien), ранее работавший в инвестиционном банке Morgan Stanley, которого 'Роснефть' наняла для помощи в подготовке IPO.
____________________________________________________________
IPO 'Роснефти' - ставка на Путина ("The Guardian", Великобритания)
IPO, которое запятнает репутацию всех участников
("The Independent", Великобритания)
Российские политики усматривают в решении "Arcelor" элемент русофобии ("The New York Times", США)
'Роснефть': подводная часть айсберга ("Daily Mail", Великобритания)