Вчера, в преддверии саммита Большой Восьмерки (G-8), российский президент Владимир Путин бескомпромиссным тоном потребовал от Соединенных Штатов "равноправного и уважительного" отношения к России.
Кремль болезненно отреагировал на недавнюю критику из Вашингтона, озвученную в том числе и вице-президентом США Диком Чейни (Dick Cheney), предостерегшим в прошлом месяце, что в России происходит откат от демократии, и что она использует свои поставки нефти и природного газа, как "инструменты устрашения или шантажа" своих соседей.
"Кто-то смотрит на нас через призму предрассудков прошлого и видит в сильной, возрождающейся России угрозу", - сказал г-н Путин в своем ежегодном выступлении перед высокопоставленными дипломатами в Министерстве иностранных дел РФ.
Давая прямой отпор г-ну Чейни, он сказал, что другие "готовы обвинить нас в возрождении 'неоимперских амбиций' или, как мы недавно слышали, придумали еще 'энергетический шантаж'". Россия столкнулась с призывами на Западе к Джорджу Бушу (George Bush), Тони Блэру (Tony Blair) и другим лидерам стран G-8 бойкотировать запланированный к проведению в Санкт-Петербурге 15-17 июля с.г. саммит этой организации в ответ на якобы растущий авторитаризм г-на Путина.
Г-н Путин сказал, что в региональных конфликтах, "будь то в Косово или на Кипре, в Закавказье или Приднестровье (которое граничит с Украиной и Молдавией), принципы урегулирования должны быть универсальными". Москва выступает против того, чтобы предоставить Косово, в котором господствуют албанцы, независимость от Сербии, страны, являющейся стойким союзником России; Москва также стремится увязать этот вопрос с Абхазией и Южной Осетией, двумя регионами, которые в 1990-е годы вышли из-под контроля Грузии.
Россия поддержала Абхазию и Южную Осетию, предоставив многим жителям этих регионов российское гражданство и тем самым вызвав острое недовольство Грузии, которая стремится вернуть эти регионы под контроль своего правительства. Грузия обвинила российских миротворцев в обоих регионах в поддержке сепаратистов и пригрозила выслать их, но г-н Путин сказал, что Москва не прекратит деятельность своих миротворцев, несмотря на то, что он назвал "откровенными провокациями".
Особенную неприязнь Запада вызвали попытки ужесточить контроль государства над неправительственными организациями и принятие закона, который отменил выборных региональных представителей в пользу назначенцев Кремля.
Бывший министр иностранных дел Великобритании Малькольм Рифкинд (Malcolm Rifkind) заявил в прошедшие выходные, что принятие России в Большую Семерку (G-7) привело "к аномалии, выразившейся в том, что г-н Путин в этом году стал председателем G-8. . . хотя он проводит политику ограничения свободы, отмены правовых гарантий и удушения инакомыслия в собственной стране".
Г-н Путин пытался сдержать свой гнев по поводу критики, сравнив Соединенные Штаты с волком, который "знает, кого кушать, и не собирается никого слушать". Он предостерег, что "конфликтный потенциал в мире, несмотря на все предпринимаемые усилия, продолжает возрастать", и предложил провести переговоры с Соединенными Штатами о заключении договора о разоружении, который заменит договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (START).