Был период оттепели. Прошло семь лет после смерти Сталина, когда в 1960 году "дружба" с Европой обрела свое материальное воплощение. В России была начата реализация крупнейшего проекта по строительству нефтепровода под названием "Дружба". Когда в 1964 году его передали в эксплуатацию, политическая оттепель была уже позади. Однако в "энергетической дружбе" с Европой ничего не изменилось. Усомниться в ней пришлось лишь спустя более 40 лет - в начале 2006 года, когда в результате газового спора с Украиной Европа осознала свою зависимость от России.
Под капельницей
Европа зависит от российской нефтегазовой капельницы. Новые страны-члены ЕС покрывают 70-100 процентов своих потребностей в нефти за счет России. Финны - на 70 процентов, Германия и Австрия - каждая на четверть. За счет России на 99 процентов своих потребностей в газе покрывает Финляндия, на 90 процентов - Греция, на 64 процента - Австрия и на 43 процента - Германия. В значительной степени независимы от России - Норвегия, Голландия, Дания, Португалия, Англия, а за пределами ЕС - США, Япония, Китай и Индия.
Но и здесь произойдут изменения. В последние пять лет Россия, отреагировав на растущий спрос и став страной, занимающей по объемам добычи нефти второе место в мире после Саудовской Аравии и первое место по объемам добычи газа, обращает сегодня внимание на новые экспортные рынки в Азии. В частности, новая российская стратегия в области энергетики предусматривает увеличение объемов экспорта до 2020 года в два раза, причем ясно, что их рост будет происходить не на западном, а на восточном направлении. Что России срочно необходимо, так это трубопроводы. Так, высший приоритет получил крупный проект строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" в Японию и Китай, а планы строительства трубопроводов к побережью Баренцева моря для перевозки сырья морем пока отложены.
Три ветки "Дружбы"
Тем не менее, больше всего валюты приносит России по-прежнему экспорт энергоносителей в Европу. По данным российского Министерства промышленности, экспорт нефти в страны ЕС увеличился с 2001 года на 77 процентов, до 256 миллионов тонн.
Большая часть нефти поступает по нефтепроводу "Дружба" протяженностью 4000 километров (годовая мощность: 85 миллионов тонн). Нефтепровод, по которому транспортируется нефть с западносибирских и каспийских месторождений, имеет три ветки. Самая короткая ведет в Латвию и Литву, но в настоящее время она не используется, поскольку Россия создала на российской территории собственную Балтийскую трубопроводную систему, ведущую к порту Приморск у Финского залива (в настоящее время - 42 млн. тонн).
Другая ветка нефтепровода "Дружба" разветвляется в Белоруссии на нефтепроводы под названием "Северная Дружба" (идет через Польшу - в Германию) и "Южная Дружба" (через Украину и Словакию - в Чехию и в Венгрию).
Пределы мощности
На пределе мощности работает только первая ветка, поэтому идет работа по ее расширению. Нефтепровод "Адрия", построенный в советские времена для транспортировки нефти с Ближнего Востока в Югославию и Венгрию, интегрируется с нефтепроводом "Южная Дружба" и ведет к хорватскому порту Омишаль. Безуспешные переговоры о транспортировке российской нефти во встречном направлении идут уже не один год.
Самым важным портом для перевалки нефти является Новороссийск на Черном море, откуда морем уходят ежегодно 45 млн. тонн нефти. Увеличение объемов транспортировки через Босфор исключено, поэтому рассматривается вопрос о соединении трубопроводами Черного и Средиземного морей.