И смех и грех: вчера российский энергетический гигант "Роснефть" опубликовал письменное предложение своих акций в попытке получить 10 миллиардов долларов от западных инвесторов - достаточно доверчивых, чтобы принять за чистую монету заявления о том, что теперь-то России можно доверять как надежному деловому партнеру.
Не обращайте внимания на то, что компания построена как финансовый карточный домик, или что ее собственность в значительной мере является краденой, или что основная должность председателя совета директоров компании - заместитель главы администрации президента Владимира Путина. И действительно, в проспекте черным по белому написано, что по причине государственного контроля над компанией она может периодически "заниматься деловой практикой, которая не ведет к максимальному увеличению биржевой стоимости акций" и "принимать меры, которые могут не совпадать с интересами миноритарных акционеров".
Однако новоиспеченные инвесторы "Роснефти" будут не одиноки в своей наивной погоне за легкими деньгами.
Они присоединятся к компании более зрелых инвесторов, ставших свидетелями того, как Кремль экспроприировал 30 миллиардов долларов их вкладов по надуманному обвинению в уклонении от уплаты налогов, а затем через пару таинственных посредников за копейки продал эти активы "Роснефти".
Они присоединятся к группе крупнейших зарубежных нефтяных компаний, которые вложили миллиарды в совместные предприятия, а в прошлом месяце услышали, что им придется передать контроль над этими проектами своим российским партнерам и довольствоваться статусом миноритарных инвесторов. Это решение обосновали открытием Российской академии естественных наук, которая пришла к выводу - вы только послушайте - что передача контроля в местные руки необходима для повышения эффективности, снижения издержек и во избежание дорогостоящих задержек в реализации.
Новые инвесторы "Роснефти" окажутся в компании Уильяма Браудера (William Browder) - возможно, самого крупного западного инвестора в России. В награду за многолетнюю пропаганду в пользу России как страны больших инвестиционных возможностей Браудер получил одно: распоряжение властей о запрете на въезд в эту страну. Возможно, это распоряжение носит временный характер и будет аннулировано, когда иностранный бизнесмен отменит свою кампанию против посвященных лиц, лишающих свои компании ценных активов и в одностороннем порядке снижающих стоимость акций миноритарных акционеров.
У новых инвесторов будет нечто общее с крупными странами Западной Европы, которые полагались на Россию, поставлявшую им в больших объемах природный газ - пока Кремль в разгар зимней стужи не перекрыл вентиль в рамках геополитической игры, пытаясь взять на испуг одного из своих бывших сателлитов из Восточной Европы, безрассудно попытавшегося бросить вызов Москве.
У них будет нечто общее с группой деловых кругов США, выступающих под лозунгом "свободная торговля любой ценой" и проталкивающих Россию во Всемирную Торговую Организацию, несмотря на ежедневные доказательства того, что Путин и его близкие друзья совершенно не намерены уважать закон и порядок.
Они также окажутся в компании друзей по доверчивости - таких как J.P. Morgan Chase, Morgan Stanley и Goldman Sachs, которые (как обычно, за непомерно высокое вознаграждение) сдали в аренду свои добрые имена, поддержав IPO "Роснефти". Но где будут эти толстосумы, когда инвесторы останутся с пустыми карманами?
И наконец, инвесторы "Роснефти" смогут ощутить определенную близость с президентом Бушем и другими лидерами "Большой восьмерки", которые слишком рано пригласили Россию вступить в свой клуб, полагая, что такое членство ускорит движение страны к капитализму и демократии. А теперь, когда все произошло "с точностью до наоборот", когда путинские соратники агитируют его стать пожизненным президентом, когда Кремль распространяет свое влияние далеко за пределы энергетического сектора в стремлении создать "общенациональных лидеров" во многих других отраслях, западным руководителям придется прикусить языки и молча смотреть за тем, как Путин гордо председательствует на санкт-петербургском саммите "Группы восьми".
Путин не извиняется за свои действия по манипулированию рынком и за требования восстановить российский контроль над российскими фирмами. Но он каждый раз провоцирует скандал, когда замечает "антироссийскую предвзятость", мешающую компаниям этой страны свободно инвестировать средства за рубежом. Его приспешники поспешили высказать свои претензии, когда Британия намекнула, что может заблокировать продажу своего основного поставщика газа - компании Centrica "Газпрому". "Газпром" - это та же "Роснефть", но только в области природного газа. А на этой неделе российских политиков глубоко возмутило решение компании Arcelor принять предложение индийского предпринимателя Лакшми Миттала вместо того, чтобы объединиться с российской "Северсталью". Такая сделка, в случае ее заключения, сделала бы босса "Северстали" Алексея Мордашова держателем контрольного пакета акций новой компании.
Возможно, вы задумаетесь над тем, что и вице-президент Чейни, этакий правофланговый политик с бульдожьей хваткой, и Джордж Сорос, "папочка-душка" левых, в один голос начали заявлять о том, что пора прекратить идти на уступки Путину, все больше берущему в свои руки политическую и экономическую власть. Но больше всего мне нравится тот совет, который недавно дал чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Он сказал, что единственный способ справиться с таким задирой как Путин состоит в том, чтобы вышвырнуть его из клуба привилегированных.
"Западные лидеры могут выражать сожаление, озабоченность, даже "крайнюю озабоченность" - все, что угодно, - написал на прошлой неделе в "Financial Times" Каспаров, - но Кремль не понимает этого языка".
Заставить "Роснефть" отказаться от публичного предложения своих акций - это была бы хорошая мера для обеспечения такого понимания.
____________________________________________________________
Предложение акций "Роснефти" усиливает риски Большой Ставки на Россию-матушку ("The Wall Street Journal", США)
IPO, которое запятнает репутацию всех участников ("The Independent", Великобритания)
Российское предложение акций - мутная смесь нефти и политики ("The Washington Post", США)
Размещение 'Роснефти' - станет ли влечение роковым? ("The Financial Times", Великобритания)