При нынешней нестабильности рынка понятно, что привлекательность 'Роснефти' проявится в долгосрочной перспективе. Находясь внутри ограды, выстроенной Кремлем вокруг энергетического сектора, 'Роснефть' получает уникальный доступ к крупнейшему источнику существующих и потенциальных ресурсов за пределами Ближнего Востока.
Пока еще не лучшее время для таких крупных IPO. Разумеется, если только продавцу не нужно расплатиться по крупному кредиту и произвести сенсацию на грядущем саммите 'большой восьмерки' - а именно таковы цели российского правительства.
Если бы акции 'Роснефти' были оценены так же, как акции 'Лукойла' - тоже никаких скидок - то правительству пришлось бы продать 24-процентный пакет, чтобы получить требуемые 8,5 млрд. долларов. Прибавьте к этому 12 процентов акций, которые, возможно, потребуется выпустить 'Роснефти' для консолидации своих многочисленных дочерних компаний, и у государства останется меньше 75 процентов, необходимых для осуществления практически неограниченного контроля.
У причастных к IPO банков тоже нет особого пространства для маневра: ведь речь идет о больших комиссионных, и к тому же оценки капитализации 'Роснефти', доходящие чуть ли не до 100 миллионов долларов, составляли их собственные аналитики по маркетингу.
Это означает, что 'Роснефти' придется искать стратегических инвесторов, на что компания уже намекала. Двухпроцентный пакет обойдется в сумму от 1,2 до 1,6 млрд. долларов - практически даром для крупных нефтяных корпораций, желающих получить российские активы. Может это привлечь и некоторых богатых российских инвесторов. Однако перспектива не особо заманчива для рядовых инвесторов и, надо думать, не на это рассчитывал рынок еще несколько месяцев назад. Но, по-видимому, целям продавца это вполне отвечает.