Москва. Московским любителям вина и без того пришлось туго, когда нынешней весной власти запретили импорт вина из Грузии и Молдавии, но можно было обойтись вином, импортировавшимся из других стран - не хочу никого обидеть - лучшего качества. Вскоре ситуация станет еще хуже.
В последние несколько дней вина из Франции, Италии, США и других стран, начали исчезать с полок магазинов, супермаркетов и из меню ресторанов. То же самое происходит с разными сортами шотландского и ирландского виски, английского джина, мексиканской текилы. Причина этого не покупательский ажиотаж, хотя впереди нас несомненно ждет и это, и не внезапно проявившаяся у россиян склонность к трезвому образу жизни, а новый федеральный закон об акцизах, из-за которого вопреки намерению его авторов, бутылки буквально испарились с магазинных полок.
Начиная с предстоящей субботы, любая бутылка импортного алкоголя должна иметь акцизную марку нового образца. Вроде ничего сложного, но в России ничего не происходит гладко; достаточно вспомнить крылатое выражение бывшего премьер-министра Виктора Черномырдина "Хотели, как лучше, а получилось, как всегда".
Этот день заранее окрестили "Черной Субботой", но черный день наступил уже во вторник.
Бюрократические проволочки замедлили поступление новых акцизных марок к импортерам, которые должны теперь сами наклеивать их на бутылки.
К тому же, согласно новому закону, им придется потратить многие тысячи долларов на новые компьютеры и программы, которые должны устанавливать и сертифицировать специалисты из предприятия "Атлас", тесно связанного с Федеральной службой безопасности, преемницей Комитета государственной безопасности.
Это оборудование необходимо устанавливать в специальных помещениях, которые должны удовлетворять подробно расписанным требованиям в отношении площади, температуры и размеров пылевых частиц в воздухе.
Эта неразбериха поставила в трудное положение сотни импортеров и оптовиков, которые и без того уже испытывали финансовые затруднения, вызванные запретом на грузинские и молдавские вина (якобы по причине заботы о здоровье россиян, хотя почти все считают, что это был политический шаг, призванный наказать два досаждающих России правительства, которые пытаются выйти из орбиты Москвы).
Что еще хуже, закон запрещает продавать импортные алкогольные напитки со старыми акцизными марками и требует от продавцов пока хранить их на складах, вынудив магазины на этой неделе заблаговременно освобождать свои полки от бутылок или, как это было в одной сети супермаркетов, продавать алкогольные напитки с большой скидкой, которая, увы, не была широко разрекламирована.
Этот принятый в прошлом году и утвержденный президентом Владимиром Путиным в канун Нового года закон, срок вступления которого в силу однажды уже переносился, нарушил бурный рост импорта вин и других алкогольных напитков, о покупке которых в советские времена можно было только мечтать. Согласно официальной статистике, в 2005 году импорт алкоголя достиг 1,2 млрд. долл., что более чем 2 раза превышало показатель 2003 года.
В прошлом году на долю импорта пришлась половина всего проданного в России вина. Остальной алкоголь, например русская водка и другие крепкие напитки, тоже подпадает под действие нового закона об акцизах, но, несмотря на кратковременный испуг в связи с возможностью нехватки водки весной, новые акцизные марки были разработаны, изготовлены и поставлены производителям в сроки, позволившие уложиться в апрельский предельный срок, другим агентством, Федеральной налоговой службой, а не Федеральной таможенной службой.
"Нынешнее лето станет летом низкокачественного российского вина", - сказал Вадим Дробиз, пресс-секретарь Союза участников алкогольного рынка (СУАР), отметив при этом, что большинство российских вин производится в массовом порядке из концентратов, поставляемых из-за рубежа.
Закон принимался с целью навести порядок на рынке, где весьма распростанена контрабандная продукция и подделка существующих акцизных марок.
Новая акцизная марка, изготавливаемая из специальных материалов с применением тайных знаков и наносимая на каждую бутылку, должна решить эту задачу, хотя и не без существенных перебоев в импорте алкоголя, которые, по словам г-на Дробиза и других, могут наблюдаться до конца текущего года и даже в 2007 году, что обойдется рынку и правительству во многие миллионы недополученных доходов.
Г-н Дробиз предсказал, что, по меньшей мере, половина оптовых фирм будет вынуждена уйти из этого бизнеса. Многие, по его словам, уже отягощены большими долгами, поскольку запрет на грузинские и молдавские вина оставил их с нераспроданным товаром. В результате они больше не могут брать новые займы, чтобы заполнить пустые сегодня полки другим импортом.
Согласно сообщению газеты "Ведомости", лишь 70 из 126 лицензированных импортеров алкогольной продукции сумели приобрести требуемые новые компьютеры и программы. К тому же многие зарубежные экспортеры опасаются отправлять новые партии товара в Россию до тех пор, когда там все "устаканится", что только лишь усугубляет нехватку алкоголя.
Ирина Сазонова, пресс-секретарь Федеральной таможенной службы, защищала ввод в действие нового закона. "Нет никаких проблем, - сказала она. - Акцизные марки выданы каждому импортеру, который их заказал".
В то же время она сказала, что, по состоянию на прошлую неделю, удовлетворено менее половины заявок на марки для 162 млн. бутылок, поскольку для выполнения заказа требуется до одного месяца. Пока отправлено торговцам всего 1,8 млн. бутылок с новыми акцизными марками, что, как утверждает г-н Дробиз, составляет всего 5% рынка.
Результат уже налицо. На этой неделе мы посетили целый ряд магазинов, но очень редко встречали новые марки, причем главным образом на бутылках с крепкими напитками, а не вином. Некоторые тщетно пытались заполнить полки, которые раньше ломились от вина и виски, другой продукцией - водкой, пивом или дешевым российским вином в коробках.
Федор Омельченко, менеджер итальянского ресторана "Vivace", сказал, что карта вин его заведения сильно пострадала. Если когда-то он мог предложить 70 сортов вина, то сегодня - не больше десятка. "Ассортимент будет сокращен до минимума", - сказал он, выразив надежду, что поставки будут возобновлены хотя бы через несколько недель, а не месяцев.
Александр Хайдуков, менеджер винного отдела магазина "Davidoff" на Тверской, известной московской торговой улице, подвел итог крушению надежд одним ярким бранным словом, которое в переводе на нормативную лексику означает нечто вроде "катастрофы".
Его винный погребок, когда-то заполненный до отказа, практически пуст, так как бутылки уже отправлены на склады. Что станется с этим вином, неизвестно. (Предложение дать оптовикам время до декабря, чтобы приклеить новые акцизные марки к бутылкам, имеющим старые марки, пока изучается, но все равно старые бутылки нужно убрать из торговых помещений до субботы.)
"Торговать невозможно, - сказал он, - но арендную плату все равно нужно платить".
Андрей Егоров, пресс-секретарь компании "Wine World", являющейся одним из крупнейших импортеров, сказал, что правительство не приняло во внимание предостережений импортеров перенести срок ввода закона в действие или вводить закон постепенно, возможно, в связи с желанием предоставить выгоду российским производителям алкогольной продукции, но более вероятно, по причине своей некомпетентности.
"В России две пробелмы: плохие дороги и еще одна, ну вы поняли, - сказал он с намеком. - Вот потому-то ничего и не делается вовремя".