Прощание с имперским влиянием дается тяжело. Следовательно, Россия вряд ли могла реагировать на крупные поражения иначе, когда демонстрировала большую беспомощность. Шел 1856 год: царская империя только что потерпела поражение в Крымской войне против османов, Франции и Великобритании. В результате распался священный альянс с Пруссией и Австрией. Осталась одинокая и ослабленная Россия. Из тех времен до нас дошли следующие слова царского министра иностранных дел Александра Горчакова: "Россию обвиняют в самоизоляции и в молчании. Говорят, что Россия сердится. Россия не сердится. Россия сосредотачивается".
На этой неделе президент Владимир Путин выступил перед послами своей страны с программной речью по вопросам внешней политики и использовал в ней интересную формулировку: Россия никогда не будет участвовать ни в каких "священных союзах". Более громким эхо 19 столетия, прокатившееся по залу, не могло и быть. Путин начинает представлять наследие советской империи, ослабленную Россию, в качестве независимой силы. Россия не сердится, она сосредотачивается. По мнению Горчакова, внутреннее усиление должно помочь России вернуть влияние за рубежом. Это является рецептом и для Путина.
Шесть лет его правления позволяют любому наблюдателю видеть дело рук президента. Россия сегодня - страна функционирующей командной системы, снизу до верху. Это государство с почти полным контролем над своими полезными ископаемыми, всегда приносящими прибыль. Страна - способная вселить во многих своих граждан чувство определенной уверенности и создавшая условия, в которых в скромном достатке живут все больше людей. Но Россия, как и прежде, - также государство, коррумпированные и циничные чиновники которого растаптывают достоинство людей. Она - государство, страшащееся плюрализма мнений и демократии. Россия может говорить об экономических успехах, но они достигнуты благодаря высоким ценам на сырьевые ресурсы, а не преобразованиям.
И вот этим летом Путин хочет продемонстрировать дело своих рук мировой общественности. Россия, будучи в этом году председателем в группе восьми крупных промышленно развитых стран, Большой Восьмерки, принимает у себя самых могущественных представителей этого мира. Сегодня в Москве встречаются министры иностранных дел Большой Восьмерки. В середине июля в родной город Путина, в Санкт-Петербург, прибудут президенты и главы правительств. Что ждет президент от саммита, понятно из его речи. Россия "укрепила свой внутренний потенциал и международные позиции", сказал он. С возрастающим нетерпением Путин ждет, что новое величие России признают также самые важные страны мира. Такие страны, как Германия и Франция, это уже делают. Упорно отказывается от признания прежде всего Америка. США громче других критикуют урезание демократии в России и угрозы в адрес бывших советских республик.
Московское руководство испытывает большую горечь из-за поучений со стороны единственной сверхдержавы. Совершенно неприемлемо для России следовать принципу "то, что позволено Юпитеру, не позволено быку", внушал Путин своим послам. Юпитер в данном случае - Америка, и Москва понимает, что она не одинока в своих обвинениях в использовании Вашингтоном двойных стандартов. Русские с удовлетворением отмечают, что все больше стран, пусть и не так много, приветствуют их в качестве противовеса Соединенным Штатам.
Во всяком случае, русские обрели дополнительный вес при урегулировании конфликта вокруг иранской ядерной программы. Россия считает себя самостоятельным и уверенным в себе действующим лицом в отношениях с государствами СНГ, ЕС и, прежде всего, с Китаем и Индией. Только после них в списке важных партнеров, разработанном Путиным, значатся США, что, впрочем, свидетельствует больше об оскорбленном самолюбии России, чем о ее истинных приоритетах. Создается впечатление, будто постсоветская дипломатия, в течение многих лет выступавшая в обидной роли младшего партнера Америки, в своем раздражении по поводу политики Вашингтона вновь обрела почву под ногами.
Но Путин понимает, что статус России могут обеспечить только реальные средства влияния. Ими в мире, который очень нуждается в энергоносителях, могли бы стать громадные ресурсы России. Но тот, кто использует нефть и газ в качестве средства давления, теряет доверие и авторитет - цена, которая была бы для России неразумной. Россия, пока еще не добившаяся убедительных результатов в преобразованиях, конечно, может претендовать на важную роль в мире. Но она не всегда в состоянии с ней справиться.
"Мы - большая, но бессильная страна", - жаловался в 1876 году Горчаков. Но это, по мнению дипломата, не должно мешать уверенному поведению в качестве великой державы. "Можно всегда принарядиться, - говорил он. - Впрочем, нельзя забывать о том, что мы только принарядились".
____________________________________________________________
Непредсказуемая Россия вызывает повсюду страх ("Die Welt", Германия)
Бушу придется выработать взвешенную позицию отношении России ("The Washington Post", США)
Сила России ("Der Standard", Австрия)