Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Без вина виноватые

Вино, в отличие от водки, не является предметом первой необходимости

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До недавнего времени я наивно думал, будто запрет на продажу у нас молдавских и грузинских вин вызван политическим конфликтом с этими странами. Как я ошибался! Сегодня становится совершенно ясно, что отечественные власти просто не любят вино

До недавнего времени я наивно думал, будто запрет на продажу у нас молдавских и грузинских вин вызван политическим конфликтом с этими странами. Как я ошибался! Сегодня становится совершенно ясно, что отечественные власти просто не любят вино.

Логика их действий безупречна. Сначала был нанесен тактический удар - в виде запрета импорта из двух стран, являющихся основными поставщиками на отечественный рынок. Параллельно ухудшающиеся отношения с Украиной создали проблемы для импортеров крымских вин. Растерянные торговцы устремились в дальние края, пытаясь компенсировать снижение поставок за счет товара из Чили, Южной Африки или Аргентины. Вот тут-то, выждав момент, стратеги из российского правительства наносят решающий и тщательно подготовленный удар: объявляется о срочной замене акцизных марок - не позднее 1 июля.

Тысячи и тысячи бутылок заморского вина, уже прибывшие на замену молдавским и грузинским аналогам, в одночасье становятся контрабандой. Потраченные деньги пропадают. Рестораны, магазины и супермаркеты, торгующие подобной продукцией, несут убытки. Некоторые из них (особенно - специализированные) разоряются. Обескураженное население возвращается к водке и самогону, традиционным русским напиткам. Национальные традиции торжествует. Победа полная!

За тактическими комбинациями бюрократии прослеживается и более глубокий, идеологический замысел. Власти хотят окончательно избавиться от тоталитарного советского наследия. Ведь именно в 1930-е годы народный комиссар Анастас Микоян взял курс на то, чтобы постепенно отучить жителей нашей страны от массового употребления водки, заменив ее менее крепкими и менее вредными, по его мнению, винами. Этот подход поддержал Сталин - выходец с Кавказа и известный поклонник грузинской 'Хванчкары', ныне запрещенной у нас в качестве опасного для здоровья зелья.

Надо сказать, что усилия Микояна и Сталина дали несколько парадоксальный результат. Жители России действительно приучились пить вино, но не столько марочные грузинские вина, сколько так называемую 'краску' - мутную красноватую жидкость, продававшуюся под различными названиями, самым популярным из которых было 'Портвейн 777' (вошедшим в народный фольклор как 'три топора'). Эти крепленые вина были однозначно дешевле водки, а похмелье на утро получалось ничуть не хуже. Особую славу в конце 1970-х годов приобрел 'Солнцедар'. Происхождение этого напитка молва связывает с импортным алжирским вином, которое по небрежности испортили в процессе транспортировки. Поскольку закуплено было очень много, сотрудники соответствующих ведомств боялись серьезных неприятностей. Красное вино решено было 'укрепить' добавлением изрядного количества спирта. Собственно, именно таким образом при транспортировке португальских вин в Англию был изобретен портвейн. Но на сей раз, то ли исходный материал был не самого высокого качества, то ли со спиртом переборщили, но получился не благородный напиток, а изрядная гадость. Каковая, впрочем, продавалась по очень дешевой цене и могла успешно конкурировать не только с водкой и самогоном, но даже с тройным одеколоном.

Легендарные брэнды 1970-х сейчас несколько подзабыты, хотя и не полностью вышли из употребления. Не так давно в Великом Новгороде я обнаружил магазин, который с успехом можно было бы преобразовать в мемориальный музей советского алкоголя. 'Три топора' стояли на почетном месте, не хватало только 'Солнцедара'. Видимо, наши отношения с Алжиром утратили прежнюю теплоту.

Как известно, решающий удар по идеологическим основам сталинской системы нанесла перестройка, возглавляемая Михаилом Горбачевым. Неудивительно, что именно он развернул мощную антиалкогольную кампанию, приведшую не столько к сокращению пьянства, сколько к массовому вытаптыванию виноградников и разгрому винзаводов. Однако, как и все начинания того времени, борьба Горбачева с вином осталась незавершенной. Удалось только существенно понизить качество марочных вин. А в конце 1990-х годов потребительский бум и вовсе сопровождался массовым распространением среди отечественных граждан привычки к употреблению напитков с иноземными названиями типа 'Каберне', 'Мерло', 'Шардоне', не говоря уже о зловещей тоталитарной 'Хванчкаре'.

Понятно, что российские власти не могли оставить подобные тенденции без внимания. Ради искоренения вредной привычки у населения пришлось пожертвовать даже межгосударственными отношениями с Грузией, Молдавией и Украиной. Но, как говорится, лес рубят, щепки летят.

Если же кто-то недоволен, то не надо его слушать. Вино, в отличие от водки, не является предметом первой необходимости.

Автор - руководитель Института проблем глобализации. Cпециально для "Евразийского Дома".