Каждая встреча в рамках Всемирной торговой организации подается как сенсационное событие, от которого зависит буквально все - этакий 'последний и решительный бой'. Тем не менее, с начала торговых переговоров 'раунда Дохи' в ноябре 2001 г. уже два саммита на уровне министров - в мексиканском Канкуне в 2003 г. и в Гонконге в 2005 г. - закончились безрезультатно. Сроки заключения рамочного соглашения о сокращении тарифов и субсидий в области торговли сельхозпродукцией постоянно срываются, но переговоры продолжаются, чиновники разъезжают по миру, а взаимные упреки нарастают.
Но на этой неделе, похоже, все будет обстоять по-другому. Сегодня существуют реальные опасения, что Евросоюз, Америка и ведущие страны с развивающейся рыночной экономикой не смогут взять даже первого барьера. Возникает вопрос: так ли уж это важно? В краткосрочной перспективе - нет. Столь необходимый крайний срок любезно установили американские законодатели: мандат, предоставленный Конгрессом президенту Бушу для ведения торговых переговоров, истекает в июле 2007 г. Даже если в ближайшие недели удастся достичь договоренности по основным принципам торгового соглашения (а это само по себе - титаническая задача), потребуется не меньше года, чтобы полностью согласовать текст договора и провести его через Конгресс.
Международная торговля будет продолжаться - на несправедливой основе, как утверждают представители благотворительных организаций, оказывающих помощь развивающимся странам, но в торговле всегда существует дисбаланс, и, к тому же, вопреки тому, что нам внушают, основные разногласия в ходе 'раунда Дохи' возникли не между самыми богатыми и самыми бедными странами. В споре схлестнулись богатые и богатеющие государства.
Перед началом переговоров в Дохе звучали обещания о том, что это будет 'раунд развития', и его главной темой станет расширение доступа крестьян из бедных стран к обширным рынкам сбыта сельхозпродукции в Америке и Европе. Уже на первом этапе переговоров самым бедным, слаборазвитым странам такой доступ был обеспечен: США и ЕС согласились отменить тарифы для 97% их экспортной продукции. Среди оставшихся 3% есть некоторые важные товары, но Вашингтон и Брюссель пошли на большие уступки, в частности, в отношении хлопка и сахара.
Опасность в связи с провалом 'раунда Дохи' заключается в том, что в международной торговле воцарится принцип 'каждый за себя' и переговоры будут вновь проводиться в условиях 'биполярного мира': когда богатые и могущественные страны будут предоставлять кому-то преференции и льготы, и все это будет сильно окрашено коррупцией. Отличие 'раунда Дохи' от предыдущих переговоров заключается в том, что ситуацию 'взорвала' группа стран, которые уже не назовешь бедными.
В эту группу, названную 'большой двадцаткой', входят, среди прочих, Бразилия, Индия, Китай и Южноафриканская Республика - страны с огромным экономическим потенциалом, переживающие быструю индустриализацию и бурный экономической рост. Именно их требования и сопротивление определяют повестку дня 'раунда Дохи'. Спор идет, по сути, о том, сможет ли, скажем, Tesco открыть супермаркет в Бомбее в обмен на открытие европейских рынков для индийской сельхозпродукции. Речь идет об огромных выгодах и убытках для миллиардов горожан, а не проблемах нищих крестьян из Мали или Буркина-Фасо.
Без официального торгового соглашения страны 'двадцатки' с их миллиардами потребителей и работников не смогут реализовать свой потенциал даже наполовину. Если 'раунд Дохи' провалится, Вашингтон и Брюссель раздробят систему международной торговли на множество 'льготных соглашений'. К примеру, Брюссель может предложить Барбадосу особые условия по бананам, а Маврикию - по тростниковому сахару. Вашингтон, в свою очередь, может, к примеру, предоставить Колумбии, Эквадору и Гондурасу неограниченный доступ на американский рынок при условии, что они не будут сотрудничать с президентом Венесуэлы Чавесом.
На горизонте замаячила ситуация, определяемая принципом 'ты мне, я тебе'. Об этом свидетельствуют и завуалированные угрозы, содержащиеся в письме за подписью 57 сенаторов, направленном на прошлой неделе г-ну Бушу. В нем выражается 'глубокая озабоченность направленностью переговоров по сельхозпродукции' и отказ идти на дальнейшее сокращение сельскохозяйственных субсидий без ответных существенных уступок со стороны торговых партнеров США.
Подобная ситуация не сможет продержаться долго - факторы, способные ее взорвать, уже проявились. Китай и Индия не смирятся с ролью пассивных участников биполярного мира: они быстро создадут региональные торговые блоки, где смогут диктовать свои условия. Не стоит забывать и о России: в настоящее время она пытается присоединиться к ВТО, но ее усилия срываются из-за сопротивления США. Она уже активно продвигает собственные интересы, используя энергоносители в качестве главного рычага; отказ Москвы ратифицировать Энергетическую хартию ЕС становится для нее главным козырем в ходе этого 'торга'.
После уличных столкновений во время саммита в Сиэтле в 1999 г., нынешний генеральный директор ВТО Паскаль Лами (Pascal Lamy) назвал ее 'средневековой' организацией, а громоздкую процедуру переговоров - архаизмом. Он прав, и если 'раунд Дохи' провалится, членам ВТО следует пересмотреть правила ее деятельности, прежде всего принцип единогласного принятия решений, когда каждую запятую в любом соглашении приходится согласовывать со всеми странами-участницами.
Реформа ВТО необходима, поскольку альтернатива выглядит просто катастрофической. Те, кто непосредственно занимается торговлей, отлично знают, что реальный барьер, закрывающий доступ на рынки - это не тарифы и субсидии, а коррупция, мздоимство и бюрократическая волокита. Без универсальных правил, разрабатываемых ВТО, мы придем даже не к двум торговым блокам, а к настоящей 'феодальной раздробленности' в мировой торговле, где правила игры будут устанавливать деспоты, а надзирать за их соблюдением - коррумпированные чиновники. Вот тогда мы действительно скажем 'прости, прощай' принципу справедливости в международной торговле.