В Советском Союзе кино играло уникальную роль - Ленин и его преемники считали его идеальным средством воспитания масс в духе марксисткой идеологии.
Особенно горячим поклонником кино был Сталин. После правительственных обедов часто бывали просмотры советских кинофильмов, сопровождавшиеся комментариями Сталина. Кроме того, он был любителем американского кино 1920-х годов. Больше всего ему нравилась картина Спенсера Трейси (Spencer Tracy) 'Город мальчиков' (Boys Town).
Если Сталин фильм одобрял, то преодоление цензуры было ему гарантировано. Однако излишне привлекать его внимание не стоило. Ему настолько понравился сценарий джазовой комедии 'Веселые ребята', что он посетил съемочную площадку, а там случайно услышал, как один из членов съемочной группы пересказывает анекдот, рассказанный сценаристом. Сценарист было немедленно арестован и сослан в Сибирь.
Хотя в первые советские годы поощрялось творчество таких новаторов, как Сергей Эйзенштейн, Сталин приказал киноиндустрии следовать официальному стилю - соцреализму, гораздо более плоскому и сентиментальному. Персонажами соцреалистических фильмов часто были герои-пролетарии, как в картине 'Девушка из Ленинграда' (1940) (http://www.imdb.com/title/tt0033637) о ткачихе, перевыполнившей производственную норму.
Сталин восхищался творчеством Уолта Диснея и распорядился вложить в русскую анимацию миллионы рублей, чтобы 'преодолеть мультипликационный разрыв' с Соединенными Штатами. Индустрия процветала и в 1960-е годы создала несколько фильмов, считающихся бесспорными шедеврами.