Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грубая сила

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сергей Богданчиков хотел бы познакомить вас с 'Роснефтью', насквозь современной, надежной российской нефтяной компанией с безукоризненным управлением и громадным потенциалом прибыли. По крайней мере, именно так президент 'Роснефти' Богданчиков нахваливает свою компанию, приглашая инвесторов принять участие в ее IPO, которое состоится в июле в Москве и Лондоне и может принести 11,7 млрд. долларов. Стоимость компании, таким образом, составит 80 миллиардов.

Миру нужны богатые топливные ресурсы России, но контроль Кремля отпугивает западных правителей и инвесторов. Взгляд на столкновение нефти и политики.

Сергей Богданчиков хотел бы познакомить вас с 'Роснефтью', насквозь современной, надежной российской нефтяной компанией с безукоризненным управлением и громадным потенциалом прибыли. По крайней мере, именно так президент 'Роснефти' Богданчиков нахваливает свою компанию, приглашая инвесторов принять участие в ее IPO, которое состоится в июле в Москве и Лондоне и может принести 11,7 млрд. долларов. Стоимость компании, таким образом, составит 80 миллиардов.

Его доводы кажутся убедительными: запасы 'Роснефти' велики, ее затраты по международным стандартам невысоки, а тот факт, что большинство ее акций после IPO будет все равно принадлежать государству, гарантирует компании режим наибольшего благоприятствования на родине. Кроме того, 'Роснефть' утверждает, что она играет по западным правилам: в совет директоров вошел опытный европейский банкир, а в фирме используются американские стандарты финансовой отчетности. Богданчиков уверяет инвесторов в том, что цель 'Роснефти' - 'установить новый стандарт корпоративного управления в российском нефтегазовом секторе'.

Скажите это Михаилу Ходорковскому, бывшему российскому олигарху, ныне отбывающему наказание в сибирской колонии. В 2004 г. Кремль разгромил его нефтяную компанию ЮКОС, возбудив уголовные дела по обвинению в мошенничестве против его руководства и предъявив фирме налоговые претензии на сумму, превышающую ее доход. Основное производственное звено ЮКОСа было продано на аукционе по минимальной цене единственному участнику, за которым, как оказалось, стояла 'Роснефть'. Теперь конфискованные активы ЮКОСа составляют около 70 процентов нефтяной продукции и запасов 'Роснефти'. В проспекте первоначального публичного предложения (IPO) компании упоминаются нерешенные судебные иски на сумму в 47 млрд. долларов, относящиеся к делу 'ЮКОСа', а адвокат Ходорковского Роберт Амстердам (Robert Amsterdam) говорит о 'Роснефти' не иначе как о 'служанке экспроприации'.

Безопасность

Обеспокоены даже некоторые инвесторы, смело работающие с Россией. 'Российской судебной системе нельзя доверять, и это явно отражается на безопасности инвестиций в эту страну', - говорит Карина Литвак (Karina Litvack), глава отдела корпоративного управления и социально ответственного инвестирования лондонской инвестиционной фирмы F&C Asset Management, призывая инвесторов 'быть острожными', приобретая российские акции.

Это весомый аргумент. Пропасть между красивыми словами и тревожащими делами - одна из причин, по которым Европа, США и Азия очень неоднозначно относятся к энергетической политике России в эпоху растущей озабоченности безопасностью будущих поставок энергии. Россия потеряла значительную долю своего глобального влияния с распадом Советского Союза 15 лет назад, но затем, справившись со спадом промышленного производства начала 1990-х гг., она стала энергетической сверхдержавой. В прошлом году она вышла на второе место в мире по производству нефти, уступая лишь Саудовской Аравии. Россия - бесспорный мировой лидер по производству газа, и ее запасы этого топлива почти вдвое выше, чем у Ирана, занимающего второе место. Для остального мира все это звучит как благоприятная возможность. Европа уже давно полагается на Россию в удовлетворении своих растущих потребностей в энергии, а в США после 11 сентября многие обратили свои взоры на эту страну как на важнейший потенциальный источник энергоносителей, альтернативный Ближнему Востоку. Теперь и китайцы настойчиво просят увеличить им поставки российских нефти и газа.

Но цена зависимости от российской энергии - политическая. Президент России Владимир Путин не скрывает своей конечной цели. Россия 'должна стремиться к мировому лидерству в энергетической сфере', - заявил Путин в декабре прошлого года на заседании Совета безопасности. Для Кремля энергетическая безопасность равнозначна национальной безопасности России, и он без тени смущения превратит нефть и газ в важные инструменты своей внешней политики. Самый четкий сигнал был дан минувшей зимой, когда контролируемый государством энергогигант 'Газпром' на несколько дней прервал поставки газа Украине. Россияне назвали возникшую ситуацию ценовым спором, но Украина и многие другие восприняли ее как грубый политический шаг, сделанный для того, чтобы наказать Киев за стремление в такие западные институты, как НАТО.

Позже российские правительственные чиновники резко говорили с западноевропейскими лидерами, заявляя, что Россия может перенаправить поставки энергоносителей в Китай и США, если европейцы не удовлетворят их требования об улучшении доступа на западные рынки, в том числе, о приобретении ряда перерабатывающих и распределительных компаний. Россияне вновь не позволили въехать в страну Уильяму Браудеру (William Browder), ведущему западному инвестору в Россию, жестко критиковавшему российскую корпоративную практику. В ноябре он был без объяснений не допущен в Россию. А в июне российские чиновники отказались участвовать во встрече в Тбилиси (Грузия) под эгидой Международного энергетического агентства, на которой обсуждались вопросы диверсификации поставок энергии, и оказывали давление на делегатов из Западной Европы с тем, чтобы они воздержались от участия или, по крайней мере, не говорили ничего такого, что могло бы задеть Россию. 'Люди сидели как на иголках', - вспоминает один из участников встречи.

Ресурсы

В США такое поведение воспринимается плохо. В своем выступлении, сделанном в мае в столице Литвы Вильнюсе и вызвавшем яростную реакцию Кремля, вице-президент Дик Чейни предупредил Москву о недопустимости использования энергоносителей 'в качестве инструментов запугивания и шантажа'. Консервативный эксперт по России Ариэль Коэн (Ariel Cohen) из вашингтонского фонда Heritage Foundation говорит, что 'Россия имела очень хорошую возможность стать крупным альтернативным экспортером [в США] в 2001 и 2002 гг., но упустила эту возможность, не захотев вести себя цивилизованно'. Риторика европейцев не такая резкая, но их обеспокоенность еще глубже: Европейский Союз зависит от России примерно на четверть потребляемых нефти и газа, и, когда 'Газпром' перекрыл в январе поставки Украине, некоторые западноевропейские страны на короткое время ощутили последствия этого.

Дурные предчувствия усилились вместе с восстановлением контроля Кремля над энергетическими ресурсами России. Возвышение 'Роснефти' является типичным. Основанная в 1993 г. 'Роснефть' несколько лет была незначительной холдинговой компанией, контролирующей ряд небольших нефтяных месторождений. Получив в свои руки активы ЮКОСа (формально приобретенные у неизвестной финансовой компании, зарегистрированной по адресу кафе в Твери), она стала третьей крупнейшей компанией страны, производящей 1,5 млн. баррелей в день. Если ее президент Богданчиков - специалист по нефтяной отрасли, то председатель совета директоров Игорь Сечин - заместитель главы администрации президента Путина.

Столь же тесно связана с Кремлем и государственная компания 'Газпром', на чью долю приходится 90% газодобычи в России. Ее совет директоров возглавляет вице-премьер Дмитрий Медведев, которого многие считают вероятным 'наследником' Путина. После конфликта с Украиной 'Газпром' сегодня направил все усилия на приобретение газораспределительных и сбытовых компаний в других странах; так, на прошлой неделе он купил сбытовой бизнес британской частной фирмы Pennine Natural Gas, получив таким образом доступ к ее корпоративным и индивидуальным клиентам. Следующей отраслью, где государство приступит к укреплению своих позиций, вероятно, станет инфраструктура транспортировки энергоносителей.

Согласно официальным документам, с которыми ознакомился корреспондент Time, в Кремле уже готовятся шаги по созданию гигантской трубопроводной компании-монополиста на базе существующего оператора - фирмы 'Транснефть'. В феврале министр промышленности и энергетики Виктор Христенко представил Путину записку с предложением о приобретении 'Транснефтью' российского пакета акций Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), эксплуатирующего нефтепровод протяженностью в 1500 километров из западных районов Казахстана до терминала в российском черноморском портовом городе Новороссийске (доли в этой компании имеют также правительства Казахстана и Омана). Путин поддержал идею Христенко. Передача пакета, скорее всего, возмутит некоторых частных акционеров КТК, которые рассматривают 'Трнаснефть' как своего конкурента. По словам источников, хорошо знакомых с ситуацией внутри консорциума, россияне пока не выступили с официальным предложением о передаче пакета. Добиться комментариев от менеджеров КТК мы не смогли. Пресс-секретарь Chevron - крупнейшего частного акционера консорциума - отказался комментировать этот вопрос, а официальный представитель Mobil, которая также владеет пакетом акций КТК, заявил, что его компания 'не обсуждает слухи'.

'Беспокойное хозяйство'

Подобная причастность к политическим процессам не всегда выгодна. Так, государство субсидирует поставки 'Роснефтью' сырья с месторождения Ванкор в Китай по железной дороге, хотя добываемую там нефть можно было бы продавать в Европу без всяких субсидий (они необходимы для компенсации высоких транспортных издержек). В данном случае стремление улучшить политические отношения с Китаем перевешивает соображения чистой коммерции. Впрочем, есть и противоположные примеры: по словам независимого депутата Думы Владимира Рыжкова, главной причиной конфликта с Украиной в начале этого года стало стремление 'Газпрома' выручать больше денег за поставляемый газ - 'а не желание возродить [российскую] империю или наказать [президента Украины Виктора] Ющенко'.

Владимир Милов, бывший заместитель российского министра энергетики, утверждает, что высшее руководство страны, начиная с самого Путина, уделяет много внимания чисто корпоративным вопросам. 'Я с удивлением обратил внимание на то, что львиная доля офисной деятельности нашего президента: посвящена довольно детальному погружению в повседневную жизнь нашего газового сектора', - отмечает Милов в недавнем интервью 'Новой газете'. - У меня сложилось сильное впечатление, что: Путин выполняет лично огромную часть функций, которые вообще-то должен брать на себя главный менеджер 'Газпрома''.

Подобное 'смешение функций' отражается на восприятии России в Европе. В докладе, распространенном Еврокомиссией в марте этого года, содержалась рекомендация о выработке единой энергетической политики, позволяющей координировать связи с Россией и странами ОПЕК, но эта идея натолкнулась на возражения правительств стран ЕС, желавших действовать в этой сфере самостоятельно. У Польши, к примеру, действия путинской России вызывают особую нервозность - отчасти это связано с традиционными опасениями, которые вызывает у поляков гигантский восточный сосед, а отчасти - с боязнью оказаться в роли проигравшего, если Россия и Германия установят тесное сотрудничество. В свою очередь, Германия - крупнейший потребитель российских энергоносителей в Западной Европе - похоже, готова еще больше полагаться на российские поставки. Бывший федеральный канцлер Герхард Шредер возглавил наблюдательный совет совместного предприятия, организованного 'Газпромом' и двумя немецкими фирмами для строительства газопровода по дну Балтийского моря, связывающего Россию и Германию. Роланд Гетц (Roland Götz), глава отдела по изучению России в берлинском Институте международных отношений и проблем безопасности (Institute for International and Security Affairs) утверждает, что зависимость Германии от российских энергоносителей будет увеличиваться; отчасти это связано с растущей убежденностью в том, что Россия - 'лучший вариант по сравнению с Ближним Востоком. Если что-то случится в Саудовской Аравии, мы бессильны. Однако Россия во многих случаях готова к сотрудничеству. Европа в состоянии оказать на Россию существенное влияние'.

Неопределенность

В какой-то степени опасения, высказываемые на Западе в связи с положением в российском энергетическом секторе, отдают лицемерием. К примеру, Джонатан Стерн (Jonathan Stern) из Института энергетический исследований при Оксфордском университете отмечает, что большинство акций общенациональных энергетических компаний во Франции и Италии также принадлежит государству, и оно же назначает их руководителей. Кроме того, при всем своем скепсисе многие европейские страны подписывают с россиянами контракты на поставку газа, действующие до 2015 г. Неясность связана с тем, что произойдет дальше. Спрос на энергоносители в Европе, как ожидается, будет и дальше стабильно расти, а Россия, в свою очередь, нуждается в западных капиталах для увеличения объемов нефте- и газодобычи - по прогнозу Международного энергетического агентства, только в газовый сектор до 2030 г. необходимо вложить более 300 миллиардов долларов. Да и западный бизнес по-прежнему смотрит на ситуацию в России с оптимизмом. Так, британская компания BP вложила в совместное предприятие в этой стране 8 миллиардов долларов; глава корпорации Джон Браун (John Browne), утверждает, что 'последние пять лет Россия становится все более надежным поставщиком для Европы и других регионов мира'.

Браудер, несмотря на запрет въезда в страну, тоже не оставил надежд на Россию. Он называет 'Газпром' в качестве одной из компаний, которые благодаря его усилиям усовершенствовали управленческую практику. Пока что российская сторона никак не реагирует на публичную кампанию, которую он организует; Браудер надеется, что его 'дело' всплывает на саммите 'восьмерки'. 'Я - живой пример неопределенности, связанной с Россией', - утверждает он. Однако государство, где самых успешных бизнесменов сажают за решетку, или аннулируют их визы, неизбежно будет восприниматься как ненадежное. И никакие заверения президента 'Роснефти' - и даже Путина - здесь не помогут.

В подготовке статьи участвовали Уильям Бостон (William Boston) (Берлин) и Лео Сендрович (Leo Cendrowicz) (Брюссель)

____________________________________________________________

Никакой русофобии здесь нет ("The Washington Post", США)

Стивен Перлстайн: Открытая подписка на акции российских энергетических компаний - ловушка для простофиль ("The Washington Post", США)

Стивен Мафсон: Российское предложение акций - мутная смесь нефти и политики ("The Washington Post", США)