Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Покупка акций 'Роснефти' - неглупый ход BP

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зачем BP покупать акции 'Роснефти'? По словам людей, хорошо знакомых с ситуацией, этот британский нефтяной гигант в числе других стратегических инвесторов подумывает об участии в IPO российской компании

Зачем BP покупать акции 'Роснефти'? По словам людей, хорошо знакомых с ситуацией, этот британский нефтяной гигант в числе других стратегических инвесторов подумывает об участии в IPO российской компании.

На первый взгляд, это намерение выглядит нелепым. Многие считают, что цена на акции 'Роснефти' завышена. Российское государство разрешает иностранным инвесторам приобретать не более 2% акций, так что возможности реально влиять на политику компании BP скорее всего не получит. Наконец, не стоит забывать об ущербе для репутации: IPO 'Роснефти' вызывает весьма неоднозначную реакцию, поскольку немалую часть ее активов составляют предприятия, отобранные два года назад у 'ЮКОСа', принадлежавшего Михаилу Ходорковскому.

Тем не менее, с учетом того, что BP активно действует на российском рынке, этот ход можно признать весьма разумным. Ведь акции 'Роснефти' (если BP действительно их приобретет, что пока неизвестно) станут для нее своеобразным 'страховым полисом'.

А такая страховка BP может очень пригодиться - ведь она зависит от своего бизнеса в России больше, чем любая другая крупная нефтяная компания. В прошлом году на долю ее совместного предприятия в этой стране - фирмы ТНК-BP - приходилось до четверти от общего объема добычи британской корпорации и до 10% полученной ею прибыли. Практически весь прирост добычи BP в краткосрочной перспективе связан с мощностями ТНК.

Впрочем, два вопроса, связанных с ТНК, вызывают беспокойство. Во-первых нет определенности в структуре владения компанией. Партнер BP, олигарх Михаил Фридман, обязался участвовать в деле до будущего года, после чего он может вывести свои капиталы. Вторая проблема состоит в следующем: чтобы обеспечить будущее развитие ТНК, BP необходимо найти партнера среди добывающих компаний, а не финансовых структур. Добыча ТНК в ближайшие два года достигнет максимально возможной величины, и, чтобы в дальнейшем она не снизилась, компании нужен доступ к новым месторождениям в России. Однако такой доступ для иностранных фирм, каковой в настоящее время считается ТНК, закрыт.

Почему покупка пакета акций 'Роснефти' способна решить эти проблемы? Потому, что это поможет BP установить дружеские отношения с политическим руководством страны. Российские власти придают IPO 'Роснефти' очень большое значение. Оно состоится одновременно с саммитом 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге. Если Москва сочтет, что BP, несмотря на скепсис других инвесторов, помогает 'Роснефти' реализовать ее ценные бумаги, это позитивно повлияет на ее отношение к британской компании. Несомненно, по этой же причине множество нефтяных компаний из азиатских стран также выстраивается в очередь, чтобы поучаствовать в IPO. Им также нужен доступ к российской нефти.

Купив акции 'Роснефти', BP, вероятно, попадет в фавор и к самой этой российской компании. Это может помочь британцам обеспечить дальнейшие операции в России, особенно если 'Роснефть' сменит г-на Фридмана в роли совладельца ТНК. Кроме того, такой мощный союзник позволит BP создать весьма нужный противовес 'Газпрому' - второму государственному энергетическому гиганту, который, не стесняясь в средствах, также прибирает к рукам российские запасы нефти и газа.

Конечно, при этом BP возможно придется покупать акции 'Роснефти' по завышенной цене. Однако представители компании могут возразить, что они жертвуют частью прибыли, полученной от ТНК, чтобы обеспечить себе новые доходы и расширение операций в России.

Угодничать перед Кремлем - занятие, конечно, неприятное. Но это - неотъемлемая часть принципа 'я тебе, ты мне' (я основном, правда, 'я тебе'), на котором строится бизнес в России. Это глава BP лорд Джон Браун (John Browne), признавал еще три года назад, когда совместное предприятие в России только создавалось: 'В российской бизнес-культуре существует элемент жесткости. Сотрудничать просто необходимо'. Если BP пойдет на этот акт сотрудничества, инвесторам остается надеяться, что этот шаг оправдает себя - а в случае неудачи хотя бы не нанесет ей большого урона.

____________________________________________________________

Никакой русофобии здесь нет ("The Washington Post", США)

Стивен Перлстайн: Открытая подписка на акции российских энергетических компаний - ловушка для простофиль ("The Washington Post", США)

Стивен Мафсон: Российское предложение акций - мутная смесь нефти и политики ("The Washington Post", США)