Серп и молот спасут 'Alitalia'? Эта идея кажется странной, но в 'Аэрофлоте' об этом задумываются. Российская национальная авиакомпания, на чьем гербе до сих пор фигурирует советская символика, похоже, готова к альянсу, а возможно - и к чему-то большему. Пока это только слухи, но в московских кругах они ходят уже довольно давно, хотя официальные источники их и опровергают. Во время визита Романо Проди в Москву президент ЗАО 'Банк Интеза' Антонио Фаллико (Antonio Fallico) высказал пожелание, чтобы новое правительство поддержало эту операцию: 'Новую, конкурентоспособную авиакомпанию, имеющую огромные преимущества в развитии воздушных перевозок как грузовых, так и пассажирских, прежде всего на европейско-азиатских маршрутах'.
В Риме сейчас все заняты совсем другими делами: главное сейчас - понять, как долго генеральный директор Джанкарло Чимоли (Giancarlo Cimoli) останется на своем посту и действительно ли правительство намеревается уступить 49%, принадлежащих государству. Безусловно, за последние дни заключения относительно продажи 'Alitalia' окрепли, и слухи заставили акции компании стремительно разлетаться на бирже. Среди инвесторов, заинтересованных в этой истории, газета 'La Repubblica' упомянула паевой инвестиционный фонд 'Texas Pacific Group' и хедж-фонды 'Walter Capital' и 'Newton Inc', уже владеющие 15% капитала. Фигурировало также имя Карло Де Бенедетти. Посредством компании 'Management & Capitali', возможно, в деле примет участие и еще одна итальянская компания, специализирующаяся в той же области и заинтересованная в получении доли в 'Alitalia'. Хотя бы ради того, чтобы национальная компания не оказалась продана или даже отдана задаром иностранному конкуренту.
Итак, русские. Компания, которой управляет Валерий Окулов, вроде бы, уже три месяца назад заявила о своей готовности и недавно ее подтвердила, выразив надежду на заключение альянса между компаниями. Первый шаг к сближению русские сделали в апреле, когда 'Аэрофлот' вступил во всемирный альянс 'Sky Team', к которому относится и 'Alitalia', и 'Air France', и голландская 'KLM', и американская 'Delta'. Преодолев стадию преобразований, бывшая советская авиакомпания превратилась в гордость Российской Федерации. За прошлый год выручка выросла на 18% и достигла 2,5 миллиардов долларов, из которых почти 200 миллионов составила чистая прибыль. На будущее компания ставит перед собой масштабные задачи: в 2007 году должен быть открыт третий терминал московского аэропорта 'Шереметьево' и введен электронный билет.
'Аэрофлот' осуществляет рейсы в 89 городов, находящихся в 47 различных государствах. В 2005 году объем перевозок составил почти 7 миллионов пассажиров, его флот насчитывает 88 воздушных судов, причем планируется потратить 3 миллиарда долларов на приобретение новых машин заграничного производства. Контрольным пакетом владеет российское государство, которому принадлежит 51% акций; остальной долей владеют банки и частные компании. В правление входит Виктор Иванов, человек Владимира Путина, который обеспечивает 'Аэрофлоту' прямую связь с Кремлем. На ближайшие месяцы запланировано слияние с региональными авиакомпаниями, которое будет осуществляться непосредственно по предложению Путина с целью укрепления национальной авиапромышленности.
'Аэрофлот' готовится поглотить такие региональные компании, как 'Владивосток Авиа' и 'Дальавиа', и станет осуществлять рейсы из Москвы в крупные города Сибири - Екатеринбург, Красноярск, Владивосток. Когда эта консолидационная акция будет завершена, 'Аэрофлот' окажется для 'Alitalia' во всех отношениях ценным партнером. Выгоду от этого получат обе стороны: 'Ликвидные средства российской компании приведут в порядок истерзанные финансы 'Alitalia', итальянский брэнд обеспечит репутацию для клиентов 'Аэрофлота'', - говорит Анастасия Вечирко, аналитик по транспорту в российском инвестфонде 'Тройка-Диалог'. Между компаниями почти нет конкуренцию, поскольку они выполняют рейсы в разных направлениях, которые, соответственно, могут дополнять друг друга; союз может быть заключен в самых разных областях. 'Укрупнение компании позволит получать льготные цены на горючее, которое по сравнению с прошлым годом подорожало на 50%; альянс между двумя компаниями мог бы привести к развитию европейско-азиатских маршрутов - в том сегменте рынка, который находится в стадии устойчивого роста. Ввиду этих обстоятельств российские и итальянские аэропорты могли бы оказаться крайне полезны для увеличения пассажироперевозок из США и Европы в азиатских направлениях'. В любом случае, альянс между 'Alitalia' и 'Аэрофлотом' не станет первым российско-итальянским союзом в области авиационной промышленности: несколько недель назад в Москве, в присутствии Проди и Путина, было объявлено о создании совместного предприятия между 'Finmeccanica' и главным производителем самолетов в России, концерном 'Сухой'. За последние месяцы рост наблюдался и у бюджетных авиалиний, напрямую связывающих Россию с Италией, - 'Windjet' и 'Eurofly'.