Кремль прибег к услугам одного из известнейших пиарщиков Даунинг-Стрит и одного из самых уважаемых бывших корреспондентов ВВС в Москве для того, чтобы отразить шквальный огонь критики в свой адрес в период подготовки к саммиту G8, который состоится через две недели.
Отказавшись от бесславного советского подхода к западным СМИ, состоявшего из реакции 'без комментариев', цензуры и препятствий в работе, Москва подписала многомиллионный контракт с нью-йоркским PR-агентством Ketchum. Никто не готов сказать, сколько Кремль заплатил за услуги компании, консультировавшей в прошлом крупнейшие американские корпорации, но считается, что речь идет о сумме примерно в 4 млн. фунтов.
Тим Аллан (Tim Allan), протеже Алистера Кэмпбелла (Alastair Campbell) с Даунинг-стрит - член команды Ketchum, так же, как Энгус Роксбург (Angus Roxburgh), московский корреспондент ВВС в 1990-е годы. 'Когда я был здесь в годы гласности, они действительно открывались миру. . . Это сыграло огромную роль в улучшении имиджа России, - говорит Роксбург. - Но в последнее время Россия как будто погружается в себя. Мы занимаемся тем, что призываем ее открыться вновь'.
До пятидесяти специалистов по PR и СМИ работают на Ketchum 24 часа сутки в девяти странах для того, чтобы к концу года люди избавились от стереотипного видения России как воинственной страны, где по улицам бродят медведи, а автомат Калашникова сильнее журналистского пера. Задача ясна, но не следует забывать о том, что, оказавшись в центре внимания, Россия навлекает на себя особенно ожесточенный огонь критики, и Москва не хочет, чтобы те, кого она считает русофобами, испортили исторический момент. Москва впервые возглавила G8 и, по ее мнению, этот год и петербургский саммит должны стать возможностью доказать, что после хаоса 1990-х Россия - уверенная в себе, но разумная держава.
Однако ряд американских сенаторов и правозащитных организаций видит ситуацию иначе. По их мнению, России не место в клубе самых богатых промышленно развитых стран. Больше всего их волнует демократия в России. Западные критики утверждают, что президент Владимир Путин за последние шесть лет отошел от завоеваний 1990-х в сторону авторитаризма. Электронные СМИ - не более чем рупор Кремля, говорят они, в то время как любая политическая оппозиция лишена доступа к СМИ, преследуется, а порой - сажается в тюрьму.
Путина обвиняют в том, что он воспользовался собственной 'войной с терроризмом' против чеченских боевиков для того, чтобы провести законы, ведущие, по всей видимости, к тому, что от граждан зависит все меньше - такие, например, как решение об отмене прямых выборов губернаторов и назначении их из Кремля.
Критики России утверждают, что крупнейшая страна мира является показательным примером 'управляемой демократии'. Создается видимость демократии, говорят они, но самом деле за всем стоит Кремль.
В Ketchum говорят, что им не стыдно представлять Кремль. Питер Гилфорд (Peter Guilford), директор GPlus, дочерней компании Ketchum, участвующей в реализации контракта, говорит: 'У журналистов есть право говорить о России то, чего они хотят, но и Россия имеет право быть услышанной'.
____________________________________________________________
Почему российской демократии нужен пиар
Контроль над СМИ
Крупные сегменты информационного рынка находятся под прямым или косвенным контролем Кремля, рука которого особенно чувствуется в теленовостях, представляющих 'единственно верную' точку зрения. Газеты, между тем, гораздо свободнее.
Энергоносители в качестве оружия
Россию обвиняют в использовании энергоресурсов для запугивания и давления на ближайших соседей. В начале этого года государственный энергогигант 'Газпром' на несколько дней прервал поставки газа на Украину, вызвав в Европе страх перед излишней зависимостью от Москвы.
Управляемая демократия
По мнению критиков, демократия Путина является поверхностной. Они указывают на то, что его партия 'Единая Россия' не терпит серьезной политической оппозиции, на ужесточение им требований к иностранным неправительственным организациям, и на то, что он отменил прямые губернаторские выборы и ввел систему прямого назначения из Кремля.
Фактор Ходорковского
Критики считают, что дело нефтяного магната Михаила Ходорковского, бывшего когда-то богатейшим человеком России - тревожное знамение времени. Осужденный на восемь лет и конфискацию почти всего имущества Ходорковский отбывает срок в лагере недалеко от границы с Китаем. Кремль называет его мошенником, а его сторонники говорят, что он сел в тюрьму, потому что осмелился противостоять Путину.
____________________________________________________________
Иными словами, Россия не виновата ("The Baltimore Sun", США)