За две недели до саммита Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге, на котором будет председательствовать президент Владимир Путин, кремлевская команда интенсивно работает над формированием вокруг этого мероприятия благоприятной атмосферы. PR-менеджеры добиваются в связи с критикой со стороны западных стран стиля политического руководства Путина правильного освещения вопросов демократии, свободы средств массовой информации и роли религии.
С радостью была воспринята инициатива Алексия II, главы Русской православной церкви, и был организован всемирный саммит религиозных лидеров. Вчера в российскую столицу прибыли более 200 ведущих представителей христианства, иудаизма, ислама и буддизма из 40 стран, чтобы посвятить три дня обсуждению проблем этого мира и роли религии. Итогом дискуссии должно стать заявление, адресованное Большой Восьмерке.
До этого, видимо, редко бывало, чтобы вместе собиралось сразу столько высокопоставленных религиозных сановников, представляющих разные конфессии. Даже Ватикан, отношения которого с русским православием, как известно, остаются сложными, послал самую многочисленную делегацию кардиналов, которую когда-либо встречала Москва. Во встрече принимает участие также председатель Совета евангелической церкви Германии (EKD) епископ Вольфганг Хубер (Wolfgang Huber).
Тем не менее, над встречей витает легкий советский дух. Она несколько напоминает созывавшийся советским руководством "Всемирный конгресс миролюбивых сил". Тогда речь шла тоже об имидже, в обоих случаях были приглашены только избранные лица. Приглашение на встречу не получили ни Папа Бенедикт XVI (Benedikt XVI), ни Далай-лама. В связи с убийством четырех российских дипломатов не были приглашены также мусульманские деятели из Ирака.
Президент Путин, выступление которого ожидали религиозные сановники, еще в конце прошлой недели на съезде кремлевской партии "Единая Россия" обратил внимание на спорный характер демократических традиций в стране. Он вступился за оппозицию, оказавшейся с некоторых пор в положении маргиналов, потребовав предоставить "и ей трибуну для выражения своего мнения". Поскольку "только в споре, в дискуссии, можно найти оптимальный путь развития государства, страны, общества", сказал Путин.
Восторга у тех, кого это касается, не последовало, так как они хорошо знакомы с пропастью, которая лежит между словами и делами. Нельзя сразу же аплодировать, считает Никита Белых, председатель либерального Союза правых сил (СПС). У него, очевидно, еще остались в памяти слова главного советника Путина по внутриполитическим вопросам Владислава Суркова. Сурков высказал на прошлой неделе мнение, что "дело вкуса каналов", как они поступают с оппозицией. Олег Добродеев, глава государственного медиа-холдинга ВГТРК, со своей стороны, заверил, что оппозиция получит в информационных передачах место, отвечающее ее месту в политической жизни. А оно, по его словам "очень и очень незначительное".
Между тем существует опасность, что если кремлевская команда примет решительные меры, то оппозиционные мероприятия будут иметь всего лишь незначительные масштабы. На конференции "Другая Россия", устраиваемой 11 и 12 июля бывшим чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым и бывшим экономическим советником Путина Андреем Илларионовым, иностранцы нежелательны. Если в ней примут высокопоставленные официальные лица, то это будет рассматриваться как "недружественный акт", сказал официальный представитель Кремля Игорь Шувалов корреспонденту FTD.