Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Гора по имени Россия

Москва и Запад накануне саммита 'Большой восьмерки' в Санкт-Петербурге

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда 4 года назад главы государств и правительств стран 'Большой восьмерки' собрались в Канаде, они были исполнены оптимизма по поводу отношений с Россией и ее президентом Путиным. Они считали, что Россия идет правильным путем демократии, плюрализма и рыночной экономики. А в Путине они видели постсоветского политика, политическую ДНК которого американский президент считал расшифрованной, а сам Путин производил впечатление энергичного, надежного и демократичного политика

Когда 4 года назад главы государств и правительств стран 'Большой восьмерки' собрались в Канаде, они были исполнены оптимизма по поводу отношений с Россией и ее президентом Путиным. Они считали, что Россия идет правильным путем демократии, плюрализма и рыночной экономики. А в Путине они видели постсоветского политика, политическую ДНК которого американский президент считал расшифрованной, а сам Путин производил впечатление энергичного, надежного и демократичного политика.

Чтобы подкрепить партнерство и повысить статус Путина, они наметили провести нынешнюю встречу в верхах в России: в середине июля Путин в роли хозяина будет принимать Буша, Блэра, Меркель и Ко. Он будет председательствовать во время этого мероприятия, что позволит ему самому предстать во всей красе и инсценировать политическое возвращение России на мировую арену.

Правда, некоторые из гостей не будут радоваться этому, а скорее лишь укрепятся в своих сомнениях. Поскольку после полной энтузиазма встречи в канадском Кананаскисе дела между Россией и Западом развивались не столь удовлетворительно, как этого хотелось бы авторам оптимистического сценария. В первую очередь, это объясняется политикой Путина: реставрацией власти Кремля, его управляемой демократией, свертыванием федерализма, преследованием общественных движений, его попытками с помощью энергетики и под лозунгами безопасности (снова) подчинить постсоветские государства надзору со стороны Москвы и ее воле, и, в общем, новым размежеванием с Западом.

В США это отчуждение заметили особо и вменили в вину Путину. На мюнхенской конференции по безопасности в начале февраля сенатор от Республиканской партии Маккейн и вовсе испугал европейскую публику, представив подготовленную Конгрессом пессимистическую точку зрения на отношения между Россией и Западом, увенчавшуюся намеком, что Россию нужно по возможности лишить председательства в 'Большой восьмерке'. Этого не произойдет, ибо ущерб был бы слишком велик, отказ России в председательстве только ускорил бы отчуждение.

Насколько сильно правительство Буша взволновало 'соло' Путина, демонстрирует речь вице-президента Чейни в начале мая в Вильнюсе. Он заклеймил тех, кто отказывается от политических успехов прошлого десятилетия, стремясь путем шантажа и запугивания своих соседей добиваться осуществления российских интересов. Во всяком случае, Чейни - и это было ново - говорил о России как о стратегическом партнере в будущем времени, причем только при условии, если она будет разделять ценности стратегического сообщества. В Москве характер, содержание и место произнесения речи были восприняты как провокация. Даже если госсекретарь США Кондолиза Райс недавно и выступила весьма сдержанно, все равно нельзя не заметить новой напряженности в американо-российских отношениях. Остается лишь вопрос, будет ли в Санкт-Петербурге эта напряженность улажена, и будут ли противоречия и разногласия обсуждаться открыто, но конструктивно. Или же 'охлаждение' возьмет свое, и видимость станет главной.

В рамках трехсторонней комиссии бывший заместитель госсекретаря США Строуб Тэлботт и бывшие британский и японский дипломаты Родерик Лайн и Кодзи Ватанабэ (Koji Watanabe) составили доклад, который читается как пространная хроника охлаждения отношений. Авторы ставят под сомнение членство России в 'Большой восьмерке', в то же время не впадая в громкую риторику и не отказываясь от цели более тесного партнерства. Во всяком случае, авторы доклада 'Сотрудничество с Россией - следующий этап' (Engaging with Russia - the Next Phase) констатируют, что идея партнерства предполагает тот уровень доверия и совпадения ценностей, который еще не достигнут. Поэтому они предлагают практическое сотрудничество ('practical engagement').

А стратегическое партнерство, к которому уже так хотят отнести российско-германские отношения многие немецкие политики и бизнесмены, авторы доклада видят в лучшем случае как надежду на будущее. Они считают 'стратегическое партнерство' лозунгом, способным ввести сегодня в заблуждение и скомпрометировать собственные ценности. Тэлботт, Лайн и Ватабэ предостерегли от опасности отхода от собственных ценностей, одновременно, правда, порекомендовав проявлять больше реализма в отношениях со страной, представляющей ядро бывшей империи.

По их словам, Запад заинтересован в сильной, стабильной и демократичной России, а не в 'неосдерживании'. Россия же, как они считают, должна преодолеть свою паранойю времен 'холодной войны', считая, что Запад замышляет нечто против Москвы. Россия не должна рассматривать отношения Запада с государствами постсоветского пространства как игру с нулевым исходом: первичной целью Запада является стабилизация соседей России.

Некоторые рекомендации авторов доклада адресуются как Москве, так и Западу, в том числе и Америке: необходимо оказать сопротивление российскому давлению на Украину, - нельзя вести геостратегическую игру через головы украинцев. Или: нельзя допустить, чтобы Россия подорвала территориальную целостность Грузии, и одновременно нельзя поддерживать иллюзии Грузии относительно членства в ЕС и/или в НАТО. В то же время нельзя ожидать от авторитарных режимов Центральной Азии, что в обозримом будущем они смогут стать демократическими государствами по западному образцу. Авторы доклада приветствуют взаимную энергетическую зависимость между Россией и Европой, пока она основывается на рыночных принципах, прозрачности и открытости.

В то же время они критически оценивают членство России в клубе ведущих демократических стран Запада с развитой рыночной экономикой: Россия не представляет собой ни демократию, ни рыночную экономику. Но поскольку это членство - уже свершившийся факт, необходимо побудить Путина вернуться на путь реформ, не допустив, чтобы он смог преподнести саммит как одобрение своей политики 'партнерами'. И поскольку они сами явно не уверены, что такой дипломатический кульбит удастся, их взгляд уже сейчас устремляется на председательство Германии в 'Большой восьмерке' в будущем году и на канцлера Меркель. Ее они считают более всего способной 'редемократизировать' Путина. Ожидания от двойного председательства Германии - в ЕС и в 'Большой восьмерке' - уже сегодня громоздятся целой горой. А что касается горы по имени Россия, то авторы доклада сами говорят, что покорить ее - задача целых поколений.

____________________________________________________________

Непредсказуемая Россия вызывает повсюду страх ("Die Welt", Германия)

Величие России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)

Сила России ("Der Standard", Австрия)