МОСКВА - Почти по всем меркам Россия является лишней за столом "Группы восьми", где собираются богатейшие демократии нашей планеты для определения стратегического курса, отвечающего вызовам современности.
Россия занимает лишь 12-е место в мире по объему экономики, уступая Бразилии. Там усиливается государственный контроль в экономической сфере, демократические институты отступают, а президент Владимир Путин укрепляет режим своей власти.
Однако в текущем году настала очередь России председательствовать в этом элитном клубе, и 15-17 июля она выступит в роли хозяйки на саммите G8 в Санкт-Петербурге.
В экономическом плане Россия крепнет, ее глобальное влияние усиливается по мере увеличения доходов от продажи нефти и газа. Развитие связей с Китаем и близость с Ираном делают эту страну реальным игроком на мировой арене. Россия рассматривает свое председательство в "Группе восьми", совпавшее по времени с председательством в Совете Европы, как кульминацию усилий по восстановлению своего статуса, ранее принадлежавшего Советскому Союзу.
Даже критики Кремля, такие как бывший премьер-министр Михаил Касьянов, говорят о том, что Россия, несмотря на все ее недостатки, занимает свое место в "восьмерке" по праву.
В интервью "Associated Press" он заявил, что членство России в G8 стало наградой за ее быстрый переход от диктатуры к демократии.
Отход президента Путина от демократии - это "ошибочный политический курс". "Это не вина российского народа, не вина России ... Ошибки нынешнего руководства не должны лишать российский народ этой позиции".
Саммит 1991 года предоставил тогдашнему советскому президенту Михаилу Горбачеву место за столом "Группы восьми", чтобы содействовать усилиям Москвы по обеспечению безопасности ее огромного ядерного потенциала. В 1992 году российский президент Борис Ельцин был также приглашен на саммит, что стало жестом поддержки молодой российской демократии - а также своего рода политической компенсацией за продвижение НАТО на восток, на "задний двор" России, против чего жестко выступала Москва.
"Это был знак уважения, показатель того, что Запад будет с Россией и поможет ей преодолеть экономические трудности 90-х годов; это было показателем надежности России для инвесторов, которые смогли увидеть, что она является членом крупного западного клуба", - говорит Роланд Нэш (Roland Nash), возглавляющий аналитический отдел московского инвестиционного банка "Renaissance Capital".
В 2002 году "Большая семерка" приняла Россию в свои члены и стала называться "Большой восьмеркой". Именно в этом году она выдвинула план по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, а ее члены взяли на себя обязательство внести в течение десятилетия 20 миллиардов долларов на обеспечение безопасности и утилизацию старых запасов ядерного, химического и биологического оружия на территории бывшего Советского Союза, а также на оказание помощи ученым военно-промышленного комплекса по перенацеливанию их знаний и опыта на мирные нужды.
По словам Йона Вольфшталя (Jon Wolfstahl), эксперта по вопросам нераспространения из Центра стратегических и международных исследований, эта программа, известная как программа "Глобальное партнерство" G8, стала, пожалуй, самым лучшим доказательством того, что членство России имеет важное значение.
В рамках программы проводилась кропотливая работа по проектам разоружения, вырабатывались юридические соглашения, к которым могли присоединиться другие страны. По словам Вольфшталя, все это усиливало влияние программы и ускоряло ее проведение.
Россия, будучи членом "Группы восьми", ощущала необходимость увеличения финансирования работы по нераспространению. И сейчас она может поделиться полученным опытом с другими странами, которые в нем нуждаются. "Теперь к России надо относиться не как к получателю в рамках благотворительных акций, а как к равноправному партнеру, вовлеченному в глобальные усилия по предотвращению распространения этого оружия", - заявил Вольфшталь.
Кое-кто утверждает, что несмотря на свою репутацию беглеца с поля демократии, Россия воспользовалась своим председательством в "Группе восьми", чтобы придать больше открытости этому клубу и наладить его взаимодействие с организациями гражданского общества. В этом году впервые параллельно с лидерами "Группы восьми" начала действовать так называемая "Гражданская восьмерка", состоящая из представителей неправительственных организаций. Она работает над составлением программы действий в широком спектре проблем - от охраны окружающей среды до образования и прав человека. В предстоящие недели свои "саммиты восьмерки" проведут в России религиозные деятели и даже дети.
"Весь подготовительный процесс вполне открыт и доступен, на него может влиять гражданское общество", - заявил директор исследовательской группы "Большой восьмерки" из Университета Торонто Джон Киртон (John Kirton).
Однако российские активисты не ощущают такой уверенности. В этом году они стали свидетелями того, как администрация Путина провела закон, накладывающий жесткие ограничения на деятельность местных и иностранных неправительственных организаций.
Ветеран-правозащитник из Санкт-Петербурга Юрий Вдовин, принимающий участие в работе "Гражданской восьмерки", говорит о том, что пока еще рано рассуждать о результатах.
"Я могу лишь надеяться на то, что лидеры семерки услышат нас, потому что Путин уже давно прекратил нас слушать, - сказал он. - На него может оказать влияние только мировое общественное мнение в лице лидеров семерки".