МОСКВА - Накануне саммита в Санкт-Петербурге - первой 'восьмерки', на которой председательствует Россия, Кремль усиливает наступление, чтобы успокоить международное сообщество. Спустя 15 лет после распада СССР Москва опасается, что прекрасный шанс продемонстрировать, что она снова стала полноценной сверхдержавой, обернется для нее бумерангом. Владимир Путин не намерен оказаться через десять дней обвиняемым. В следующем году пройдут парламентские выборы, а весной 2008 года - президентские, в которых он не сможет вновь участвовать. Внутри страны его обвиняют в том, что он катастрофически ограничил пространство для демократии. За границей нарастает тревога относительно 'энергетического империализма', проводником которого является Газпром.
После того, как много недель подряд нарастало напряжение подковерной борьбы между кланами, ведущими между собой борьбу за престолонаследие, президент вчера должен был выдержать первое открытое нападение со стороны независимых НПО и борцов за права человека. Днем он перешел в наступление, воспользовавшись вторым с 2001 года 'онлайн-форумом', организованным его администрацией. Более чем два часа он отвечал через Интернет на 49 вопросов, отобранных из тех 162 тысяч, что обрушились на сайты Yandex и BBC со стороны 1 миллиона и 250 тысяч пользователей со всего мира.
Это не был неподготовленный 'диалог'. Путин сам выбирал, на какие вопросы отвечать, отдав предпочтение горячим темам внутренней и международной политики. Это была возможность косвенным образом ответить на самые последние замечания и обратиться с четкими (и развернутыми) призывами к зарубежным партнерам. Ничего нового, если не считать заявления о беспристрастности в том, что касается матча между Италией и Францией в финале чемпионата мира по футболу, который состоится в воскресенье. 'У Франции лучше организация, у нее есть лидер, а у Италии больше энергии и вдохновения: я стану болеть за тех, кто будет лучше играть', - сказал он.
Для Москвы важно, чтобы было понято ее стремление к стабильности и сотрудничеству. Но смягчить тон недостаточно. Неправительственные организации в письме к лидерам индустриальных держав возобновляют критику путинского авторитаризма и осуждают 'государственное насилие' в Чечне. Кремль, озабоченный исходом переговоров с 'восьмеркой', от которых зависит его вступление в ВТО, пытается представить себя в выгодном свете.
Это непростая задача в разгар кризисов в Северной Корее, в Иране и на Ближнем Востоке, которые провоцируют столкновения Кремля с Соединенными Штатами. Поэтому в начале недели Путин способствовал проведению саммита 'гражданской восьмерки', пригласив в Москву 600 представителей НПО из 50 стран. Цель - внести раскол в ряды неправительственных активистов, продемонстрировать свою готовность к диалогу с 'позитивно настроенными НПО', подтолкнуть к экстремистской позиции антиглобалистов, появления которых ожидают в Санкт-Петербурге.
В то же самое время в той же самой столице крупномасштабный межрелигиозный саммит объединил христианских, мусульманских, идуистских и синтоистских духовных лидеров. Для Путина и он стал глобальной витриной: президент выступил там лично и присоединился к призыву церквей, направленному лидерам 'восьмерки': сделать все, чтобы терроризм не превратил религиозные различия в столкновение цивилизаций.
Внушительной пропагандистской машины, готовой на все ради укрепления либерального имиджа Кремля, однако, не хватает для того, чтобы спасти Путина от нападок активистов-правозащитников. Хельсинкская группа, 'Мемориал', Союз солдатских матерей и Центр демократического развития объявили о созыве 'антивосьмерки'. Критика направлена против судебной власти, подчиняющейся властям, ограничения свободы слова и свободы печати, политических преследований. В 'восьмерке' 'другой России' примут участие и оппозиционные силы, а также, невзирая на раздражение министра иностранных дел, двое американских дипломатов. 'Если в ходе 'восьмерки' мировые лидеры не будут говорить с Путиным о демократии и правах человека, они тем самым придадут легитимность его авторитарному курсу', - говорится в закрытом документе, опубликованном в газете 'Коммерсант'.
Обстановка тяжелая, но с этим спорит президент в своем онлайн-выступлении. После конфликта между Лавровым и Райс он решил напомнить, что 'Буш - наш друг и честный лидер', и что США, 'несмотря на расхождения, остаются одним из наших лучших мировых партнеров, в каких-то случаях - нашим единственным партнером'. Европу он заверил, что она 'не должна опасаться никаких ограничений в поставках газа', и что Москва готова к отмене виз. А семи членам 'восьмерки' сообщил, что 'разочарован' корейскими ракетами, однако 'требуется здравый смысл в разрешении кризиса'. Никаких санкций также и против Ирана и ХАМАС, однако, он предупредил, что 'бесконечное ожидание было бы нежелательно'. Акцент был сделан на борьбу с терроризмом, наркотрафиком и голодом во всем мире. Путин доволен. Итоги саммита будут подводиться лишь после его окончания.
____________________________________________________________
Так зачем вы поцеловали того мальчика в живот, господин президент? ("The Times", Великобритания)