Делегаты на саммит 'большой восьмерки', который состоится на этой неделе в Санкт-Петербурге, смогут конвертировать свои карманные деньги в рубли и обратно, как в случае с любой другой серьезной валютой. Если они (или их биржевые маклеры) бдительны и готовы к риску, то они могут приобрести акции государственной нефтяной компании 'Роснефть', которая надеется заработать 10 млрд. долларов в ходе лондонского IPO, начинающегося в первый день саммита. Таковы проявления 'государственного капитализма', являющегося одной из характерных черт того, что вполне может войти в историю под названием 'путинизма'.
Вторая черта - 'управляемая демократия', которая не особо выставлялась на показ в ходе недавнего ареста последнего в России избранного губернатора, главы заполярного региона.
Главная цель Путина на петербургском саммите - убедить промышленно развитый Запад серьезно относиться к России. Для этого, с помощью американского PR-агентства, он продвигает видение России как благожелательной 'энергетической сверхдержавы'. Однако, в его приверженность демократии поверить труднее, чем когда-либо, а недавняя характеристика им Джорджа Буша как 'товарища волка' поднимает серьезные вопросы о его видении мира и дипломатических способностях.
Безусловно, Россия может претендовать на роль энергетической сверхдержавы. У нее есть потенциал и для того, чтобы стать параноидальной автократией. В результате, сомнения в том, что ей вообще следует участвовать в 'большой восьмерке', пока затмевают ожидание полезных решений в области энергетической безопасности и сдерживания ядерных амбиций Ирана. Фактически, говоря об исходе саммита, можно быть уверенным лишь в одном: согласованной попытки приостановить членство России не будет. И не должно быть.
'Большая восьмерка' считает себя клубом промышленно развитых демократических стран. Поэтому логично, что Россия, получив в 1998 г. приглашение на вступление в нее, обязалась развивать политический плюрализм, укреплять верховенство закона, создавать подлинно независимые суды и стремиться к интеграции в глобальную экономику. Пока Путин выполняет лишь последний пункт, но исключать его за отсутствие прогресса по первым трем было бы бессмысленно.
Предшественником 'большой восьмерки' был неформальный форум лидеров Франции, Германии, Британии и США для координации ответов на глобальные экономические вызовы. Кроме того, изначально это была структура, созданная в условиях холодной войны для того, чтобы включить в международную дискуссию на высшем уровне две ведущие капиталистические экономики, не допущенные в Совет Безопасности ООН - Германию и, позже, Японию. Что бы ни говорилось на прошлогоднем саммите в Глениглcе, она не замышлялась в качестве инструмента спасения мира посредством расплывчатого идеализма.
Для того, чтобы 'большая восьмерка' оставалась значимой и эффективной, смыслом ее существования должно оставаться выравнивание макроэкономических интересов ведущих промышленно развитых стран мира, какими бы чахлыми или подавленными ни были демократические устремления этих стран. И для того, чтобы эта задача была выполнена, членами группы должны стать Китай и Индия.
Принимая саммит 2007 г., канцлер Германии Ангела Меркель имеет возможность сделать его главной темой эффективное управление. Она должна воспользоваться знанием Путиным немецкого языка для того, чтобы откровенно поговорить с ним о демократическом императиве. Кроме того, они должны обсудить то, насколько эффективнее будет 'большая десятка'.
____________________________________________________________
'Восьмерка' должна признать значимость новой России ("The Financial Times", Великобритания)
Следует ли доверять Путину проведение саммита "Группы восьми"? ("The Spectator", Великобритания)
Россия переосмысливает свою роль в мире ("The Financial Times", Великобритания)
Лицемерие и ошибочность новой русофобии Запада ("The Guardian", Великобритания)
Саммит 'восьмерки': важнейший шанс уже упущен ("The Financial Times", Великобритания)