Ренационализация, которая происходит по всей России, укрепляет влияние Путина и его окружения и подрывает экономические достижения страны. На первый взгляд, российская экономика стремительно набирает вес: ее рост составляет 6-7 процентов в год; формируются крупные предприятия, такие как 'Роснефть', 'Газпром' или 'Северсталь', которые начинают завоевывать иностранные компании и международные рынки; Москва вошла в список пятидесяти самых дорогих городов мира. . . Но за этими впечатляющими данными скрываются политические расчеты, которые определяют направление российской экономики и делают неустойчивой динамику ее развития. Как в старые добрые времена СССР, все решает могущественное российское государство и люди, стоящие у его руля. В этой связи внушительная волна ренационализации, которая за последние три года стала распространенным явлением во всех отраслях экономики, говорит о многом.
Энергетика, авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, ядерная промышленность, банковский сектор. В каждой из этих отраслей 'успешные частные компании поглощаются неэффективными государственными', с беспокойством отмечает американский экономист Андерс Аслунд (Anders Aslund). И в каждом конкретном случае, продолжает этот эксперт по экономике посткоммунистического периода, за этой ренационализацией скрывается постепенный переход цвета промышленных предприятий России в руки путинских кланов, поскольку во главе этих новообразованных, 'всеядных' и абсолютно непрозрачных государственных структур становятся высокопоставленные чиновники, по большей части выходцы из ФСБ и приближенные Владимира Путина.
Одни 'бароны' ельцинской эпохи сосланы за границу, другие остались в стране, но вынуждены вести себя тише воды ниже травы, а тем временем в России зарождается новая олигархия, верой и правдой служащая государю.
Наследник Путина, глава 'Газпрома'
'Это - АО 'Россия'', заключает Андрей Илларионов, бывший советник президента по экономическим вопросам. Первый заместитель премьер-министра Дмитрий Медведев, потенциальный 'наследник' Путина, становится председателем Совета директоров газового гиганта 'Газпром', а Игорь Сечин, заместитель руководителя администрации президента, занимает пост председателя Совета директоров нефтяной компании 'Роснефть', созданной на развалинах империи 'ЮКОС'. Еще один заместитель руководителя администрации президента Виктор Иванов возглавляет 'Аэрофлот', авиационную компанию, которая скупает мелкие региональные компании. Третий заместитель, Владислав Сурков, руководит нефтетранспортной компанией ('Транснефтепродукт').
Четвертый, Сергей Приходько, совмещает свои обязанности по координации деятельности Управления Президента по внешней политике с руководством компанией 'ТВЭЛ', одного из крупнейших производителей ядерного топлива в мире. Встречаются и олигархи с министерским портфелем, как Алексей Кудрин (министр финансов РФ), который стал президентом компании 'АЛРОСА', российской монополии в области добычи алмазов; или заместитель премьер-министра Александр Жуков, который возглавляет совет директоров РЖД. Во всех этих компаниях все отчетливее прослеживается влияние государства, даже если 'из-за запутанности схем, присущих российской экономике, невозможно установить личность всех их акционеров', отмечает французский бизнесмен.
Доля государства в российских предприятиях в 2005 году увеличилась на 31 процент, акционер-государство потратило 17,4 млрд. долларов на всевозможные приобретения. После того, как 'Газпром' купил 'Сибнефть', а 'Роснефть' прибрала к рукам 'ЮКОС', государство получило контроль над 25 процентами производства нефти в стране, которое в 1999 году на 90 процентов принадлежало частным компаниям. И тенденция эта усиливается. 'Рособоронэкспорт', государственная компания по торговле оружием, приобрела российского автопроизводителя 'АвтоВАЗ' и вступила в борьбу за 'ВСПМО-Ависма', крупнейшего производителя титана в мире и одного из главных поставщиков компаний 'Boeing' и 'Airbus', который - по случайному совпадению, 'ВСПМО-Ависма' расценивает это как шантаж - получил налоговых претензий на сумму 2 млрд. рублей. . .
'Газпром' стал главным акционером машиностроительного предприятия 'ОМЗ', а также комплекса 'Атомстройэкспорт' (строительство АЭС). . . Чтобы оправдать этот передел собственности, Кремль говорит о необходимости создания 'российских промышленных мега-корпораций', способных встать на страже интересов страны. Тут опять же мы сталкиваемся с аргументацией политического характера, а независимые эксперты отмечают, что эффективность этого нового капитализма под эгидой российского государства оставляет желать лучшего.
Эффективность нового капитализма под вопросом
Пример энергетического сектора, где происходили первые акты ренационализации 2003 года, и где уже можно оценить эффект возврата руководящей роли государства, не впечатляет. В период между 1995 и 2000 годами нефтяная промышленность переживала мощный подъем, рост производства составил около 8 процентов, нефтяные магнаты постигали науку западного менеджмента. Тем ощутимее стал для этой отрасли нынешний спад: в 2005 году рост составил 2,5 процентов, а за первые четыре месяца этого года с трудом набрал 1,7%, и это при буме на мировом рынке.
С тех пор, как государственные иски привели к тому, что управлять деятельностью 'ЮКОСа' стало невозможно, объемы его инвестиций и производства резко сократились. Со своей стороны, 'Роснефть' инвестировала очень скудно, так как вкладывала крупные средства в новые приобретения. В отчете финансового агентства 'Standard and Poor's', которое провело оценку эффективности одиннадцати российских компаний, находящихся под контролем правительственных структур, выражается та же озабоченность.
'Подконтрольные государству предприятия недостаточно прозрачны, поскольку правительственные чиновники и некоторые частные лица используют свое положение в политических или личных целях. . ., которые зачастую далеки от коммерческих интересов этих предприятий', - говорится в отчете. Беспокойство вызывает даже 'Газпром', газовый гигант с огромным потенциалом, но непрозрачной структурой управления. По мнению Вадима Клейнера, сотрудника крупного инвестиционного фонда (миноритарный акционер 'Газпрома'), состав акционеров газового гиганта является 'самым охраняемым секретом в мире'. Имена владельцев одной трети (!) акций скрыты в кромешной тьме, они стыдливо прикрываются загадочным и ничего незначащим названием 'российские юридические лица'.
В то время как многие эксперты выражают обеспокоенность в связи с тем, что 'Газпром' 'широким веером' инвестирует в разнообразные области промышленности, от производства фарфора до СМИ, Международное агентство по энергетике (МАЭ) недавно указало на то, что объем инвестиций 'Газпрома' в новые месторождения на полуострове Ямал, является явно недостаточным. Вполне возможно, что с 2010 года начнется дефицит газа, предупредило МАЭ, и этот прогноз недавно подтвердил глава РОА-ЕЭС Анатолий Чубайс, который, учитывая непростой характер его взаимоотношений с властью, обычно очень осторожен в своих высказываниях. Не окажется ли энергетический российский гигант, уважения к которому Владимир Путин хочет добиться во время саммита 'большой восьмерки', колоссом на глиняных ногах? (*)
(*) В 'большую восьмерку' входят США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Канада, Россия и Италия.