Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нефтяная реальность в Санкт-Петербурге

Санкт-петербургский саммит обещает быть одним из самых интересных

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе действие перемещается с Чемпионата мира по футболу на Всемирный экономический саммит, из Германии в Санкт-Петербург, второй город России и бывшую столицу страны, арену Октябрьской революции 1917 года и дом Владимира Путина.

На этой неделе действие перемещается с Чемпионата мира по футболу на Всемирный экономический саммит, из Германии в Санкт-Петербург, второй город России и бывшую столицу страны, арену Октябрьской революции 1917 года и дом Владимира Путина.

Это будет 32-я встреча лидеров стран, которые в 1970-х годах считались ведущими рыночными экономиками, а сейчас называются "Большой восьмеркой" (G8).

Первый такой саммит, созванный президентом Франции Жискаром Д'Эстеном (Giscard d' Estaing) в Рамбулье, недалеко от Парижа, в 1975 году, был запланирован как единичная встреча для обсуждения последствий первого нефтяного кризиса 1973-1974 годов. Идея заключалась в том, что, принимая во внимание экономические проблемы промышленно развитых стран, зависящих от дорогой импортируемой нефти, лидеры этих стран, встретившись в атмосфере "саммита", смогут продемонстрировать так необходимое искусство управления государственными делами, чтобы справиться с ситуацией, которая иначе бы могла привести к всплеску протекционизма.

"Стагфляция" - такое слово было придумано для описания неприятной экономической ситуации, в которой рост инфляции, вызванный пятикратным увеличением стоимость нефти, совпал со стагнацией или даже спадом, вызванными влиянием на промышленные экономики высоких цен на нефть, которые нанесли удар по покупательным способностям бизнеса и общества.

Эти встречи получили название саммита "Большой восьмерки" относительно недавно. В Рамбулье встречались только шестеро лидеров - Америки, Японии, Западной Германии, Франции, Италии и Великобритании. Канада присоединилась в следующем году, и с тех пор саммиты "Семерки" стали ежегодным событием.

После распада Советского Союза в 1991 году "Большая семерка" горела желанием содействовать установлению демократии и рыночной экономики в России. Президент Борис Ельцин получил приглашение на встречи, которые стали называться "Семерка плюс Россия". В настоящее время Россия, экономику которой вряд ли можно назвать западной, является полноправным членом организации.

"Большая восьмерка" подвергается нападкам за то, что она не представляет собой современный мир, является слишком "евроцентричной" и не допускает на свои встречи такие страны, как Китай. Так же много говорилось, в определенной степени справедливо, о том, что саммиты больше посвящены показухе, чем серьезным обсуждениям. Однако, как писала на прошлой неделе моя коллега Хезер Стюарт (Heather Stewart), в настоящее время под эгидой Международного Валютного Фонда создается другая, более репрезентативная организация.

В группу, встречи которой будут происходить гораздо чаще, чем раз в год, ходят страны, как играющие центральные роли в экономической политике, направленной на преодоление последствий огромного финансового и торгового дисбаланса, угрожающего дестабилизировать мировую экономику, так и не играющие такой роли. В нее будут входить представители министерств финансов и центральных банков из США, еврозоны, Китая, Японии и (из-за большой важности нефтяных поставок) Саудовской Аравии.

И все же, если бы намеченная на эту неделю встреча "Большой восьмерки" не была бы запланирована, то ее было бы необходимо созвать в любом случае. Наблюдается любопытное сходство между обстановкой, в которой проходила первая встреча в 1975 году и проблемами, стоящими перед миром в наши дни. Тогда, как и сейчас, имелась серьезная обеспокоенность по поводу безопасности поставок нефти; так же развались тревожные голоса о том, нехватка энергоресурсов в будущем может ограничить рост.

В конце концов, после продолжительного периода огромной непопулярности, Саудовская Аравия, являющаяся крупнейшим поставщиком нефти в мире, стала идущим на сотрудничество и надежным союзником, рынок адаптировался к возросшей цене на энергоресурсы, мрачные предсказания о нехватке нефти не сбылись. И хотя соотношение потребляемых энергоресурсов и валового внутреннего продукта составляет только половину того, которое было во времена изобилия дешевых нефти и газа, в наше время объемы ВВП гораздо больше, чем тогда. Также необходимо отметить, что существенно вырос спрос со стороны Китая и Индии, который последовал после длительного периода самоуспокоенности, и что инвестиции в нефтеперерабатывающие предприятия были очень скудны.

Как будто соотношения спроса и предложения - которое привело к утроению стоимости нефти за короткий промежуток времени, прошедший с начала нового тысячелетия - было недостаточно, к ситуации добавились и геополитические проблемы, к которым относятся не в последнюю очередь последствия плохо подготовленного вторжения в Ирак и опасность того, что неправильное разрешение "иранской проблемы" может привести к еще одному резкому повышению цен на нефть.

Поэтому, хотя невозможно сделать и шагу, не услышав стенаний об "изменении климата" (как еще иначе называют "всемирное потепление"), которое стало главным объектом озабоченности Тони Блэра (Tony Blair), принимавшего в прошлом году саммит "Большой восьмерки" в Глениглсе, по предварительным проектам коммюнике намечающегося саммита можно сделать вывод, что этот давний вопрос уступит место "энергетической безопасности".

Более того, русские на протяжении всего года давали понять, что они считают безопасность и надежность поставок энергоресурсов важным вопросом - что воспринимается с иронией, принимая во внимание опасения западноевропейских стран, которые будут присутствовать в Санкт-Петербурге. Для них надежность самой России как поставщика стала актуальным вопросом после того, как в январе были на короткое время прекращены поставки газа на Украину.

Однако эти саммиты посвящены не только вопросам экономики и энергетики. Обычно обсуждается какой-либо текущий политический кризис, и в данном случае к проблеме Ирана добавляется тревога, вызванная проведенными Северной Кореей ракетными испытаниями. Что касается надежд Америки на то, что членство в "Большой восьмерке" превратит Россию в страну образцовой рыночной экономики и демократии - что же, вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) недавно поспособствовал напряжению отношений с Путиным. К сожалению для Чейни, его собственный послужной список в области прав человека оставляет желать лучшего. В общем, санкт-петербургский саммит обещает быть одним из самых интересных.