Вряд ли президент России, готовящийся принять на этой неделе в Санкт-Петербурге мировых лидеров, мог рассчитывать на более громкую пиар-акцию, чем гибель безжалостного террориста, прозванного российским Усамой бен Ладеном.
Шамиль Басаев - бородатый, все более склоняющийся к исламистскому радикализму и одноногий после подрыва на мине в 2000 г. - был ключевой фигурой в продолжавшейся десять лет войне между Россией и чеченскими сепаратистами.
Но он начал воевать вне поля боя и 'прославился' десятком террористических актов, многие из которых были направлены против мирных жителей. Их кульминацией был захват заложников в школе Беслана в сентябре 2004 г.
Его гибель - крупнейший успех российских спецслужб после уничтожения управляемой ракетой в апреле 1996 г. президента Чечни Джохара Дудаева, первым провозгласившего независимость от России.
По мнению аналитиков, это также станет подтверждением растущей уверенности в себе, которую Россию демонстрирует в последние месяцы на волне экономического роста, связанного с высокими ценами нефти и газа. Это позволит Путину хвалиться не только уничтожением самого опасного преступника России, но и очередной победой в международной 'войне с террором'.
'Запад обычно говорит о Чечне в контексте нестабильности на Кавказе и нарушений прав человека, - заявил Кирилл Рогов, ведущий политический комментатор. - Кремль любит говорить о Чечне в контексте 'войны с террором'. Уничтожение Басаева усилит позицию Кремля'.
Оно также позволит Путину заявить о достижении большого успеха в деле восстановления порядка в отколовшейся республике после проведения президентских выборов в 2004 г. и парламентских выборов в прошлом году, которые привели к власти пророссийское руководство.
Гибель Басаева может нанести серьезный урон кампании боевиков. Она произошла менее, чем через месяц после уничтожения лидера ('президента') боевиков Абдул-Халима Сайдулаева и через 16 месяцев после гибели более умеренного предшественника Сайдулаева Аслана Масхадова.
Всего несколько дней назад глава чеченских сепаратистов, полевой командир Доку Умаров назначил Басаева 'вице-президентом'. Террорист-самоучка Басаев стремился в последние годы - с ограниченным успехом - распространить чеченский конфликт за пределы республики в другие регионы нестабильного российского Северного Кавказа.
Басаев считался, прежде всего, самым вдохновенным и самым жестоким среди командиров сепаратистов.
Тимур Алиев, независимый журналист, работающий в регионе, говорит, что гибель Басаева может привести к постепенному упадку чеченского сепаратистского движения. 'Басаев был очень символичной фигурой - он привлекал к себе деньги и людей', - заявил он. По его словам, нынешний лидер боевиков Умаров - 'скорее бандит, чем идеолог сепаратизма'.
В понедельник российские телеканалы не замедлили провозгласить гибель командира боевиков важной победой в антитеррористической операции и уничтожением ячейки 'аль-Каиды' на Кавказе.
По случаю уничтожения Басаева Первый канал, главный телеканал страны, показал ультрапатриотический фильм о борьбе российских спецслужб с чеченскими боевиками.
Лилия Шевцова из московского Центра Карнеги заявила, что важно проводить различие между тем, как будет представлено уничтожение Басаева, и тем, что оно действительно означает для России и Чечни.
'В пропагандистском смысле смерть Басаева будет использована в качестве еще одного фактора, усиливающего позицию лидеров России, и примера их способности выполнять свои обещания, даже долгосрочные'.
Но она предупреждает, что смерть Басаева не решает проблем, которые изначально породили его и привели к радикализации лишенных гражданских прав молодых людей в Чечне и на Северном Кавказе.
'После уничтожения одной [террористической] сети может появиться другая. Но корни проблемы остаются'.
____________________________________________________________
Оценить новую Россию Путина ("The Financial Times", Великобритания)
Контрудар по демократии ("The Washington Post", США)
Что не так с Россией? ("Newsweek", США)
'Восьмерка' должна признать значимость новой России ("The Financial Times", Великобритания)
Россия переосмысливает свою роль в мире ("The Financial Times", Великобритания)
Мимолетная дружба, или как Америка ужесточает свое отношение к дерзкой Москве ("The Financial Times", Великобритания)