Шамиль Басаев, самопровозглашенный лидер чеченских террористов, стоявший за кровавым захватом бесланской школы и еще несколькими массовыми убийцами, жил ради террора. В результате вчера он был уничтожен при взрыве - по разным версиям, причиной стала атака российского спецназа или случайность, произошедшая, когда он со своими мятежниками готовил теракт. Конечно, нельзя отказать президенту Путину в праве на законное чувство удовлетворения. Вопрос в другом: воспользуется ли он моментом, чтобы попытаться начать новые мирные переговоры с чеченскими сепаратистами.
Сейчас у российского президента возникла благоприятнейшая возможность проявить политическую волю и государственную мудрость: ведь лидеры семи промышленно развитых стран, которые в эти выходные прибудут на саммит в Санкт-Петербург, открыто выражают скепсис по поводу тенденций, проявившихся за годы его пребывания у власти.
Вероятно, г-н Путин, а также главы военного министерства и спецслужб, входящие в его 'малый кабинет', не устоят перед искушением продолжить жесткий курс, который уже привел в марте 2005 г. к гибели лидера сепаратистов Аслана Масхадова, а в прошлом месяце - его преемника Абдул-Халима Садулаева. Убийство Басаева, несомненно - большой удар для чеченского сопротивления. Возможно, дополнительную уверенность Кремлю придает и тот факт, что уже какое-то время сепаратисты не могут провести ни одной крупной операции. Однако Москва допустила бы роковую ошибку, если бы поддалась иллюзии, что ее действия в чеченском конфликте могут ограничиться только охотой на мятежников. За 15 лет, что прошли с тех пор, как Чечня решила отделиться, пролилось столько крови и совершено столько зверств, что шансы на чисто военную победу равны нулю. Если Россия и дальше будет только выслеживать и уничтожать мятежников, их ряды лишь умножатся, и конфликт распространится на другие регионы Северного Кавказа.
Именно потому, что со смертью г-на Басаева устранен один из главных источников насилия, а в конфликте возникла пауза, российской стороне следует вновь попытаться начать мирные переговоры с сепаратистами. Московская марионетка в Чечне - полевой командир Рамзан Кадыров, сын чеченского президента, убитого два года назад, не тот человек, что способен обеспечить прочный мир в республике. Тем не менее, люди, с которыми можно вести переговоры, существуют: среди них - преемник г-на Сайдулаева Доку Умаров, чьи имя не связано с какими-либо терактами, и Ахмед Закаев - чеченский лидер, живущий в Лондоне.
Г-ну Путину следует начать эти переговоры ради своей страны и своего народа. Есть здесь и дополнительное преимущество: этот шаг может положить начало преодолению последствий одного из многочисленных актов вопиющего злоупотребления властью, вызвавших у некоторых коллег по 'группе восьми' критическое отношение к деятельности его администрации.
____________________________________________________________
Триумф для Путина накануне саммита ("The Financial Times", Великобритания)
Убийца убит ("The Wall Street Journal", США)
Никакого триумфа ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Обманчивый триумф на Кавказе ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)