Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Парад российских иллюзий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Встреча лидеров стран G8, которая под председательством России через неделю пройдет в Петербурге, станет апогеем внешней политики президента Владимира Путина. В московских политических кругах эта встреча приобрела смысл культурного события, подтверждающего всему миру и самой России ее возрождение как великой державы

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружила и перевела наш читатель Catherine, за что мы ей крайне признательны

____________________________________________________________

За сегодняшним возрождением российской великодержавности стоит не успешная модернизация страны, а лишь высокие цены на нефть.

Встреча лидеров стран G8, которая под председательством России пройдет на этой неделе в Петербурге, станет апогеем внешней политики президента Владимира Путина. В московских политических кругах эта встреча приобрела смысл культурного события, подтверждающего всему миру и самой России ее возрождение как великой державы.

В эти дни проправительственные комментаторы не скупятся на восторги по поводу экономического чуда и политической консолидации, обеспеченных Путиным. Но эта торжественная риторика, как и свежеокрашенные фасады ветшающих петербургских зданий, больше похожи на потемкинские деревни. За триумфальными декорациями прячутся глубокие противоречия сегодняшней России, которые, если их и дальше загонять внутрь, выльются в серьезный кризис.

Русский прорыв

Вместе с президентским креслом в 2000 г. Путин унаследовал от своего предшественника страну, чья экономика лежала в руинах, государство теснила возрастающая власть региональных губернаторов и влиятельных магнатов-олигархов, повсюду царили коррупция и отчаяние. Отношения с Западом после конфликта с НАТО при операции в Косово достигли точки замерзания. Многие уже ставили на России крест, не исключался распад Федерации.

Путин обещал установить экономическую стабильность, ввести власть закона, оживить экономику, укротить ненавистных олигархов и вернуть России потерянное уважение на международной арене. Большинство этих обещаний он выполнил. Сегодня президент - главная движущая сила чрезвычайно централизованного государственного аппарата. Твердой рукой он сжимает вожжи власти исполнительной и контролирует власть законодательную. Хотя Путин и не выполнил свое обязательство удвоить валовой продукт, рост экономики в течение последних семи лет составляет в среднем 6,4% в год. Торговый профицит за последний год достиг 130% (подобными успехами может похвастаться только Саудовская Аравия), удвоились валютные резервы, сумма которых составляет почти четверть триллиона долларов. Большинство олигархов либо покорились, либо уехали за границу. У самого известного из них, Михаила Ходорковского, - если, конечно, он доживет до конца своего срока в сибирском лагере, - есть восемь лет на размышления о том, что спорить с президентом - себе дороже.

Политическая оппозиция хоть и существует, но ее практически не видно. После выборов 2003 г. из Государственной Думы исчезла ее либеральная часть. Для большинства СМИ либералы стали 'прислужниками США'. За президентскую партию 'Единая Россия' сегодня проголосовало бы почти 50% избирателей - на выборах в будущем году она хочет набрать до 80% голосов. Под контролем партии находится абсолютное большинство областных парламентов. Региональные губернаторы уже не избираются, а назначаются непосредственно президентом, а их первые замы одновременно являются высокими партийными функционерами. Членство в партии является условием карьерного роста и на низших ступенях государственной управленческой структуры.

Русские буквально загипнотизированы своим автократическим вождем с его патриархальным стилем управления. Три четверти из них целиком поддерживают его 'русский прорыв', а почти две трети хотело бы видеть его на том же посту и после 2008 г., когда кончится срок действия его президентского мандата. В письме, которое 22 мая получили двести российских политиков, 'рядовой гражданин' Тураев из Томска призвал в интересах 'светлого и достойного будущего Родины' всех, кому 'дорога судьба Отчизны', изменить Конституцию, чтобы предоставить Путину возможность остаться на третий срок. И эта инициатива не единична, за ней последуют массовые петиции.

Но Путин настолько благоразумен, что отказывается решить 'дилемму 2008' путем целенаправленного изменения Конституции. Тем не менее, предлагаются и другие сценарии: например, отставка победителя вскоре после выборов, открывающая Путину дорогу к следующим двум срокам, или получение Путиным поста Председателя правительства с расширенными полномочиями, или изменение статуса Государственного совета, который под его председательством будит управлять страной и марионеточным президентом. Уверенным можно быть только в том, что и после 2008 г. иметь решающее слово в стране останется за Путиным. Сам он в настоящий момент занят формированием своих политических заветов и завершением внутренней и международной консолидации России.

Внешнеполитическое лицемерие

Во внешней политике у России словно выросли крылья. Москва стала игроком большинства крупных международных игр. Вместе с США, Китаем и прочими она ищет способ излечения Северной Кореи от страсти к ядерному оружию - и в то же время возобновляет контакты с режимом Ким Чен Ира. Благодаря поддержке Москвы Тегеран одержал больше побед и получил меньше ультиматумов, чем того хотели США и Великобритания. Ничего удивительного - санкции против Ирана ставят под угрозу российскую торговлю оружием. Кремль провоцирует западных партнеров, признавая палестинский ХАМАС. Имея на руках много энергетических козырей - основное на сегодняшний день оружие российской геостратегии - Путин вбивает клин между Германией и Польшей, провозглашает 'стратегическое партнерство' с Китаем и одновременно флиртует с Японией.

В то же время, разумеется, более тонко, он пытается манипулировать политическими процессами в постсоветских республиках.

При этом Москва выдает это явное лицемерие своей внешней политики за признак взвешенности. Путин руководствуется традиционным реалистическим императивом баланса власти: там, где невозможно доминировать, необходимо балансировать, играя роль стрелки весов. Его внешняя политика базируется на кратковременных тактических шагах, но, увы, ей не хватает общей стратегической концепции и позитивного видения России как партнерского и предсказуемого - то есть развитого - члена международного сообщества. Единственной константой здесь остаются амбиции по возвращению стране ее великодержавного положении и статуса соправителя мирового порядка.

Суверенная демократия

В преддверии саммита с большим интересом ожидалось прозвучавшее 10 мая президентское послание народу. Ходили слухи, что в нем Путин сформулирует свое видение внешней политики России на оставшийся период своего президентства и представит национальную идею новой России. Однако президент посвятил свое выступление, главным образом, внутренним проблемам и детальному описанию путей их решения: инновации в промышленности, проблема громадного демографического спада, реформа армии. На внешнюю политику пришлась только заполненная общими фразами десятая часть всего текста.

С точки зрения Андрея Загорского, сотрудника Московского государственного института международных отношений, послание было 'смесью виртуальной политики с некомпетентностью'.

Например, президент выдвинул долгосрочный 'план массового оборонного перевооружения' с использованием самых современных технологий и 'значительного усиления стратегических ядерных ракетоносителей'. Это можно объяснить только стремлением поддержать внутренних производителей и повысить международный вес России. Этот план не имеет ничего общего с реальной угрозой безопасности, в то время как в инвестициях остро нуждается обычная армия, разваливающаяся от хронически неэффективных военных реформ, коррупции, дедовщины, недостатка призывников. Но виртуально впечатление производит план создания сил, 'способных одновременно принимать участие в глобальном, региональном а, при необходимости, и нескольких локальных конфликтах'. Рабочие варианты послания содержали как более резкие внешнеполитические взгляды, так и более самоуверенный взгляд на Россию. Однако Путин - для создания более радушной атмосферы в преддверии саммита - вычеркнул это из окончательного варианта текста. Он стремится избежать конфликтных тем и, прежде всего, ограничить обсуждение политического развития России, равно как и критики своих действий по отношению к некоторым постсоветским государствам.

Скорее всего, после встречи G8 начнется новое закручивание гаек режима и давление на оппозицию. Кое-что из того, чего не оказалось в послании Путина, можно обнаружить в февральской речи перед функционерами 'Единой России' шефа кремлевской идеологии и одновременно заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова. Сурков несколько загадочно озаглавил свое выступление 'Суверенитет - политический синоним конкурентоспособности' и выстроил его вокруг понятия 'суверенная демократия'. Здесь он нарисовал 'национальный проект' построения демократии, которая должна вырастать из российских традиций и духовных корней. Суверенитет является щитом этого проекта. Суверенитету угрожает терроризм, неконкурентоспособная экономика и - с отсылкой к украинской революции - 'мирные перевороты при помощи оранжевых технологий при снижении национального иммунитета к внешним воздействиям'. Сурков горит негодованием по поводу 'либерального обскурантизма', противопоставляя ему 'идею России как энергетической сверхдержавы', которая сможет провести модернизацию, опираясь на собственные ресурсы, независимо от остального мира.

От внутренних и внешних подрывных сил существует 'единственное лекарство - формирование национально ориентированного ведущего слоя общества'.

Уверенность в себе политической элиты переходит и на общество. Большинство россиян сегодня уверены, что все, так сказать, под контролем, и 'светлое будущее' на расстоянии вытянутой руки. СМИ поддерживают эту коллективную иллюзию. Указания на нерешенные проблемы отметаются как вражеская пропаганда. Но проблем, некоторые из которых в будущем могут стать неразрешимыми, немало.

Коллективные иллюзии и глиняные ноги

Главной темой послания Путина было предотвращение демографической катастрофы. Еще совсем недавно социологов, указывающих на возможное снижение численности населения через десять лет с 146 миллионов сегодня до 80-100 к 2050 г., обвиняли (как, например, в опубликованном заявлении партии 'Родина') в подрывной деятельности на западные деньги. Угрожающее явление является результатом сочетания факторов низкой рождаемости, уменьшения средней продолжительности жизни мужчин (59 лет) и ухудшение здоровья населения (60% российских детей имеют проблемы со здоровьем). Армии не хватает способных нести службу призывников, при этом не снижается потребность в солдатах для охраны границ в неспокойных районах (например, на взрывоопасном Северном Кавказе дислоцировано 250000 солдат - четвертая часть армии). Через двадцать лет на одного пенсионера будет приходиться только один работающий; не прошедшая реформирование пенсионная система не вынесет такого бремени. Увеличению числа населения за счет мигрантов препятствует усиливающаяся в обществе ксенофобия. Название майского доклада Amnesty International говорит само за себя: 'Насилие на почве расизма вышло из-под контроля'.

Некоторые области России, например, Дальний Восток, обезлюдили, в других возрастает доля неславянского населения, как правило, мусульман. Сегодня они составляют десятую, но к 2050 г. будут составлять пятую часть населения. Тем не менее, их представительство в федеральной элите и участие во властных структурах этому не соответствуют. Социальная и политическая дискриминация нерусских групп приводит к повышению этнической идентификации; национальность и религия становятся инструментами политической мобилизации против славянского центра. Предложенный Путиным проект закона о национальном определении встретил беспрецедентное сопротивление именно у мусульман. В марте президенту пришлось его снять, и это несмотря на то, что обычно Дума действует как автомат по принятию его проектов.

С экономической точки зрения Россия к группе G8 не относится. Рост ее экономики почти полностью зависит от высоких цен на нефть. Но они не будут таковыми вечно. Структура экономики и экспорта находится на уровне развивающейся страны. Природные ресурсы составляют целых четыре пятых всего экспорта. Малый и средний бизнес душит бюрократия, и его доля в ВВП не превышает 15% (в экономике развитых стран она составляет 30-70%). Либерализации условий ведения бизнеса - что является одним из условий приема России во Всемирную торговую организацию - препятствуют как коррумпированная бюрократическая машина, так и крупные предприятия, боящиеся потерять свое монопольное положение. Коррупция и дырявые законы отталкивают иностранных инвесторов.

Средоточие принятия решений в руках одного человека и закрытая политическая система, в которой отсутствует обратная связь и которая не допускает высказывания критических взглядов, ведет к принятию неверных решений.

Огромным позором обернулось упрямое стремление Путина манипулировать украинскими выборами. Абсолютно контрпродуктивными были попытки наказывать непослушных соседей путем ограничения поставок газа и повышения цен. Слишком большой удар был нанесен репутации России как надежного поставщика нефти и газа, а горячие попытки Кремля сгладить это негативное впечатление не смогли существенно изменить ситуацию. Введение эмбарго на импорт грузинских и молдавских вин был скорее выражением дипломатической беспомощности, чем стратегически продуманного возвращения великодержавных позиций.

На первый взгляд, может импонировать присутствие России в конкретных командах переговорщиков, состоящих из мировых держав, или в дискуссионных клубах типа G8. Однако Москва - в точном соответствии с традициями советской дипломатии - совершенно не умеет работать в международных организациях и многосторонних проектах. Ей или требуется всюду доминировать, или же она требует для себя особого статуса. В рамках организации она инстинктивно ориентируется на двусторонние связи с крупными державами, пренебрегая малыми странами. Российское сотрудничество с ЕС - как это продемонстрировал майский саммит в Сочи - лишь чуть менее формально и бессодержательно, чем отношения с НАТО.

Потерпела неудачу попытка организовать постсоветское пространство в рамках Содружества независимых государств. Шанхайская организация, появившаяся пять лет назад по российско-китайской инициативе с целью ограничить возрастающее влияние США в Средней Азии, постепенно становится инструментом китайской дипломатии. Гораздо более слабая Москва играет здесь вторую скрипку и с опаской наблюдает за ростом силы Китая.

История неоднократно подтверждала справедливость знаменитого афоризма Талейрана: 'Россия всегда и слишком сильна, и слишком слаба одновременно'. Сегодня это утверждение, по-видимому, утратило свою актуальность: Россия слабее, чем кажется. Ренессанс эры Путина иллюзорен, у него нет твердого фундамента и основан только на одном - на высокой цене на нефть. Путин не сформулировал позитивной картины будущего, не представил многонациональной и мультикультурной федерации никакого общего проекта, никакой объединяющей национальной идеи. Его шаги в политике и экономике не ведут к модернизации, необходимой в XXI веке; во многом они больше напоминают процесс реформ абсолютистских правителей XVIII века. И чем дольше Россия будет пребывать в иллюзиях о правильности избранного пути, тем жестче будет ее пробуждение в реальном мире.

Об авторе: Йиржи Шедивы - политолог, преподаватель стратегии развития в G. C. Marshall Center for Security Studies в Garmisch (Германия). Изложенные взгляды являются личной точкой зрения автора.

____________________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Catherine

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей