Как в самых топорных рассказах о советских разведчиках плотная завеса тайны - будем надеяться, что временная - окутывает смерть чеченского боевика Шамиля Басаева. Единственный достоверный факт - самый разыскиваемый Россией террорист окончил свои дни в полночь понедельника в ингушском селении Экажево, что и сообщило московское правительство и позднее подтвердили представители сепаратистских чеченских группировок. Но за исключением подтверждений смерти Басаева практически ничего, либо крайне мало, известно об обстоятельствах случившегося.
По утверждению российских властей, физическое уничтожение террориста - результат спланированной операции по ликвидации той опасности, которую представлял собой Басаев. Однако другие источники считают более вероятной версию чеченских сепаратистов, согласно которой он погиб вследствие случайного взрыва грузовика с боеприпасами, предположительно предназначавшимися для проведения очередного теракта. Расхождения между обеими версиями подталкивают к внимательному анализу официального сообщения, и будем надеяться, что все подробности гибели того, кто получил прозвище 'чеченский Бен Ладен', найдут подтверждение. Потому как на данный момент по-прежнему неизвестны некоторые крайне важные детали (операции), такие как число погибших вместе с Басаевым чеченских сепаратистов. И здесь нет ничего удивительного, учитывая традиционную скрытность российских властей.
Как фундаменталист ваххабитского толка Басаев возник вследствие физического и идеологического разложения Советского Союза на множество дезорганизованных и в большинстве своем нежизнеспособных в политическом и экономическом плане республик. В духе современного кондотьера Басаев жестокими и отчаянными методами боролся против России и на стороне некоторых их этих республик. С того момента, как он начал воевать против российской оккупации Чечни в 1994 году, его статус борца за независимость, поддерживаемый совершением кровавых преступлений в самом сердце России и противостоянием централистским тенденциям Москвы, не переставал расти. Это может казаться парадоксом, но, учитывая уважение к Басаеву среди террористических группировок и его организаторские способности, он всегда оставался тем лидером, существование которого учитывало российское правительство. Его смерть - вне всякого сомнения, являющаяся хорошей новостью для Владимира Путина, - возможно, несколько облегчит ситуацию, переживаемую северокавказским регионом.
Не имеет значения, была ли смерть Басаева результатом 'блестяще спланированной' операции или же это было случайное происшествие, которое нельзя поставить в заслугу российским службам безопасности, но произошла она в крайне подходящий для России момент. Это блестящая, гарантирующая дополнительную безопасность, карта, которую Путин может предъявить 'большой восьмерке', заявляя о себе как о наиболее соответствующем своему статусу члене клуба самых богатых стран мира. Ни Путин, ни его правительство никогда не были излишне скрупулезными в соблюдении критериев законности и норм права, если речь заходила о преследовании сепаратистов из бывших союзных республик. Скорее, наоборот. Однако Путину, в который уже раз, удастся продать свои, не признающие преград, методы борьбы за безопасность против жестокости террористов.