"Россия никогда не является такой сильной, какой она выглядит; Россия никогда не является такой слабой, какой она выглядит". Эта цитата, или какие-то похожие на нее, приписываются Талейрану (Talleyrand), Меттерниху (Metternich) и Черчиллю (Churchill). В мае 2002 года Путин произнес измененную версию этой цитаты (которую он приписал Черчиллю): "Россия никогда не была такой сильной, какой она хотела быть, и никогда не была такой слабой, как о ней думали".
Что здесь интересно, так это не точность цитаты и даже не ее автор, а абсолютная правдивость мысли о том, что Россия не является ни такой сильной, ни такой слабой, как кажется. Это происходит потому, что у России были и сильные и слабые стороны в прошлом, есть сейчас и, вероятно, будут и в будущем.
Сила и слабость России менялись с течением времени. В попытке оценить мощь России сейчас нас больше всего интересуют ее сильные и слабые стороны в настоящее время. На мой взгляд, они таковы:
Россия обладает внушительным населением. Однако оно не только стареет, но и уменьшается - что затрудняет содержание большой армии для отражения всех вызовов, стоящих перед Москвой.
Россия очень большая страна, однако Сибирь очень малонаселенна - что делает ее уязвимой перед находящимся по соседству густонаселенным Китаем.
Около 10 процентов населения России составляют мусульмане. Хотя большинство российских мусульман являются обрусевшими, некоторые из них - как в Чечне, так и в других регионах - склоняются к исламскому радикализму. Предвзятое отношение россиян к мусульманам только обостряет эту проблему.
Россия чрезвычайно богата нефтью и другими природными ресурсами, однако, с другой стороны, имеет плохо развитую экономику - что в перспективе усложняет задачу защиты ее природных богатств от посягательств внешних врагов (особенно от тех, кто проводит быструю военную модернизацию).
У России внушительная армия, однако ее неспособность покончить даже с внутренним восстанием в маленькой Чечне вызывает серьезные сомнения в способности Москвы применить свои войска где-либо за границей. (Россия, конечно, располагает большим ядерным арсеналом, однако ответный удар огромной силы, который она получит в случае его применения, делает маловероятной возможность того, что Москва осуществит ядерное нападение на страны, имеющие ядерное оружие, или на какие-либо страны, состоящие в близком союзе с обладателями такого оружия).
Режим в России при Путине становится все более авторитарным, хотя российское общество имеет гораздо больше связей с внешним миром, чем это было в советские времена - что потенциально (хотя и не обязательно) делает демократический, процветающий Запад привлекательной моделью для важных элементов российского общества. Согласно статье, опубликованной в "Независимой газете" в июне 2005 года, "... Интернет, которым, по данным Фонда "Общественное мнение", пользуются 18 миллионов россиян, становится не только альтернативным источником информации, но и центром растущей оппозиционной деятельности".
Многие сильные стороны России убедили Путина и российскую общественность в том, что их страна все еще является великой державой. Они стараются не обращать внимания на ее слабые стороны, ограничивающие возможности их страны действовать как действительно великая держава. В результате Москва иногда переоценивает свою силу. Поэтому когда она пытается распространять свое влияние за своими пределами, у нее иногда это не получается, из-за чего она начинает казаться слабой как представителям зарубежья, так и самим россиянам.
Несомненно, Россия не является, как сказал Путин, такой сильной, какой она хотела бы быть". Россия, конечно, обладает потенциалом стать сильнее, чем сейчас. Однако Москва имеет мало возможностей что-то сделать с ее слабыми сторонами, например, с ее стареющим и уменьшающимся населением в общем, и в Сибири в частности. Однако изменения в политике российских властей могут способствовать решению таких проблем, как растущая враждебность по отношению к внушительному мусульманскому меньшинству, застой в несвязанном с нефтью секторе экономики и со многими проблемами, поразившими ее нуждающуюся в реформах армию.
Самым эффективным, что Москва могла бы сделать для усиления России, была бы демократизация и установление главенства закона. Это в значительной мере способствовало бы высвобождению талантов и способностей русского народа, что вызвало бы рост не связанного с нефтью сектора экономики, что, в свою очередь, позволило бы Москве модернизировать ее армию.
Однако администрация Путина не хочет делать этих шагов. И поэтому не должно быть сюрпризом то, что Россия "не настолько сильна, насколько ей хотелось бы".
Марк Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)
___________________________________________________________
Три вызова Москве ("United Press International", США)