Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Саммит 'большой восьмерки': и все это о России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самым интересным результатом саммита "Группы Восьми" промышленно развитых держав мира, который в конце нынешней недели пройдет в России, станет не то, какие вопросы на нем удастся решить, а то, какой ответ будет получен на вопрос, что за взаимоотношения сегодня у России с Западом. Может получиться так, что смягчение резких выражений, в которых они до недавнего времени предпочитали общаться, отвечает интересам обеих сторон

Самым интересным результатом саммита "Группы Восьми" промышленно развитых держав мира, который в конце нынешней недели пройдет в России, станет не то, какие вопросы на нем удастся решить, а то, какой ответ будет получен на вопрос, что за взаимоотношения сегодня у России с Западом. Может получиться так, что смягчение резких выражений, в которых они до недавнего времени предпочитали общаться, отвечает интересам обеих сторон.

У России и Запада есть общие интересы - это и вопрос ядерной программы Ирана, и решение проблемы Северной Кореи, и борьбы с международным терроризмом. Также России наверняка захочется подтвердить свою надежность в качестве поставщика энергоносителей.

При этом за последние несколько месяцев отношения ухудшились довольно существенно. Одна сторона оправдывала это тем, что авторитаризм Росси становится сильнее и во внешней, и во внутренней политике; другая утверждала, что, по ее мнению, Запад играет по двойным правилам.

Что было

Исключительно символичным стало требование со стороны российской газовой компании 'Газпром' к Украине платить за газ больше. На Западе это посчитали 'наездом' со стороны России. В России, в свою очередь, заявили, что только лишь играют в ту самую капиталистическую игру, в которую их в свое время втянули.

Во время своего визита в Литву в игру вступил Дик Чейни (Dick Cheney). Четвертого мая, выступая с речью в столице Литвы Вильнюсе, он обрушился на русских всем своим весом. Литва - одна из стран Балтии, отколовшаяся от развалившегося Советского Союза, в которой еще сильна подозрительность в отношении России.

- Ни о каких законных интересах не может быть и речи, если нефть и газ становятся инструментами запугивания и шантажа, делается ли это путем манипулирования поставками или попытками монополизировать транспорт. И никто не может оправдывать действия, подрывающие территориальную целостность соседней страны и вмешиваться в деятельность демократических движений, - заявил он.

США открыто поддерживают страны на границах России и вокруг нее, стремящиеся дистанцироваться от Москвы.

Россия же, со своей стороны, крепко держится за такие страны, как Беларусь, и, похоже, не очень при этом интересуется тем, какая в этих странах проводится внутренняя политика.

А если политика настолько различна, это не может не приводить к частым публичным столкновениям.

Отношения между Россией и США ушли очень далеко от тех приятельских связей, которые установились между президентом Бушем и президентом Путиным в 2001 году. Джордж тогда сказал о Владимире: 'Я заглянул ему в глаза. Я увидел, что это человек очень прямой и достойный доверия: Я увидел его душу'.

'Риторика Запада'

Однако на Западе немало и таких, кто считает, что Россию просто не поняли, и что критиковать ее накануне саммита несправедливо.

Вот слова сэра Родрика Брэйтуэйта (Rodric Braithwaite), служившего послом Великобритании в Москве в 1988-1992 годах, как раз когда разваливался Советский Союз:

- Они ненавидят, когда их учат жить, и не понимают, почему к ним относятся не так, как к другим. И их ответ на наши обвинения в том, что они ведут себя неразумно - 'а кто вы сами такие, чтобы нам выговаривать'?

Вот что заявил сэр Родрик, который до сих пор часто ездит в Москву и недавно написал новую книгу об обороне Москвы во время войны под названием 'Москва 1941' (Moscow 1941), в интервью с корреспондентом сайта BBC News:

- России есть что сказать по поводу украинского газа. Она, правда, сама все испортила, начав разговор на языке агрессии. Но надо помнить, что американцы сами играли в политику энергоносителей. Когда Советский Союз согласился поставлять газ на Запад, они пытались не дать британским компаниям подписать эти контракты. Тогда миссис Тэтчер пришлось из-за этого не на шутку рассориться с мистером Рейганом.

- Риторика Запада, вроде той, что исходит от Чейни, совершенно непроизводительна. После падения коммунизма и полного разрушения мировоззрения русские были унижены и дезориентированы. Чтобы общество пришло в себя после революции, может потребоваться время, равное трем поколениям. Французы, например, не могли этого сделать до 70-х годов 19-го века. А русские сегодня видят, что энергоносители дают им сильную позицию и что остальные в них заинтересованы. Им приятно, что они снова на коне, и им совсем не нравится, что на них смотрят и думают, что они все будут делать по-западному. А когда они что-то делают по-западному - например, покупают иностранные компании, - им непонятно, почему им не дают этого делать.

Новая 'холодная война'

Вот что сказал сэр Родрик о президенте Путине:

- Он очень популярен, он стабилизировал Россию и дал ей чувство самоуважения, хотя в его правлении и есть определенные непривлекательные аспекты. Но утверждения о том, что он хочет начать новую 'холодную войну', совершенно неверны.

Россия вряд ли поддержит экономические санкции против Ирана

Концепция 'новой холодной войны' родилась после последнего послания президента Путина парламенту, в котором он сравнил США с волком. Однако, по словам сэра Родрика, это в его речи было совсем не главным.

- В течение большей части своей речи он призывал Россию к переменам и к развитию; он признал существование коррупции. Я это говорю потому, что на самом деле он не принял такого уж страшного воинствующего облика, в каком его выставляла определенная часть западной прессы.

Однако кроме этого западных капиталистов беспокоит вопрос, насколько далеко можно будет зайти в совместной работе с Россией. Россия обозначила немало рубежей, с которых она не отступит. Например, сегодня она согласна оказать дипломатическое давление на Иран. Она, конечно, вряд ли согласится с введением экономических санкций и ни при каких обстоятельствах не примет никакие военные сценарии. Но ведь ни на то, ни на другое также не пойдут и страны Европейского Союза.

Осторожное сотрудничество

По вопросу урегулирования на Ближнем Востоке Россия постоянно держится на некоторой дистанции от США - Вашингтон оказывает явное предпочтение Израилю. Москва вызвала гнев Джорджа Буша, быстро согласившись пригласить в гости руководство движения ХАМАС. Но, однако, открыто Россия ничего не нарушила, поскольку осталась членом 'квартета', разработавшего 'дорожную карту' - на которую сейчас толстым слоем ложится явно не дорожная пыль.

Возможно, лучшим способом продвижения вперед будет осторожное и ограниченное сотрудничество.

Что касается российской внутренней политики, то здесь вопросы наличествуют с обеих сторон.

Американская неправительственная организация Freedom House, добивающаяся установления демократической власти во всем мире (и недавно, кстати, выступившая против администрации Буша относительно методов допроса пленных) подвергает критике меры, принимаемые Кремлем для укрепления контроля над страной. В июне директор Freedom House по научным исследованиям Кристофер Уокер (Christopher Walker) писал в газете Christian Science Monitor: 'Российское руководство надеется, что Запад закроет глаза на его крепнущую авторитарную хватку. Но проблему нельзя решить ее игнорированием. Решительный голос ведущих демократий мира должен быть услышан Кремлем и, что важнее всего, российским обществом'.

Любопытно будет посмотреть, прозвучат ли эти слова в стенах только что отреставрированного Константиновского дворца около Санкт-Петербурга.

____________________________________________________________

Оценить новую Россию Путина ("The Financial Times", Великобритания)

Следует ли доверять Путину проведение саммита "Группы восьми"? ("The Spectator", Великобритания)

'Восьмерка' должна признать значимость новой России ("The Financial Times", Великобритания)

Россия переосмысливает свою роль в мире ("The Financial Times", Великобритания)

Мимолетная дружба, или как Америка ужесточает свое отношение к дерзкой Москве ("The Financial Times", Великобритания)

Саммит 'восьмерки': важнейший шанс уже упущен ("The Financial Times", Великобритания)