Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бывшие сателлиты Москвы сильно интересуются переговорами по энергетике

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мало кто в мире с таким вниманием будет следить за тем, как лидеры 'большой восьмерки' будут решать трудный вопрос согласия по вопросу энергетической безопасности на саммите, который пройдет в эти выходные в Санкт-Петербурге, как бывшие центрально- и восточноевропейские сателлиты России

Мало кто в мире с таким вниманием будет следить за тем, как лидеры 'большой восьмерки' будут решать трудный вопрос согласия по вопросу энергетической безопасности на саммите, который пройдет в эти выходные в Санкт-Петербурге, как бывшие центрально- и восточноевропейские сателлиты России.

Эти страны были в списке тех, кто больше всего пострадал от кратковременного сбоя в поставках российского газа прошедшей зимой, когда Россия не пришла к соглашению с Украиной по условиям контракта. А поскольку они на собственном опыте знают, что такое господство Москвы, у них есть все причины для беспокойства по поводу политических аспектов российской энергетической политики.

Польша специально это демонстрирует. Одновременно с саммитом 'большой восьмерки' она проводит у себя саммит по энергетической безопасности. К президенту Польши приедут президенты Украины, Азербайджана и Казахстана - то есть саммит соберет представителей двух крупнейших потребителей энергоресурсов в Восточной Европе и двух потенциально крупных поставщиков нероссийских нефти и газа.

Другие страны-члены Европейского Союза из этого региона - страны Прибалтики, Чехия, Словакия и Венгрия, - на саммите представлены не будут, но все они так же сильно заинтересованы в диверсификации и будут внимательно следить за развитием событий.

В регионе многие одобрили слова вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney), в своем выступлении в Вильнюсе заявившего Москве о недопустимости использования поставок энергоресурсов в качестве 'инструментов запугивания и шантажа'. Однако большинство региональных политиков не стали бы использовать такие жесткие формулировки, как Чейни. Страны Центральной Европы - всего лишь крошечные соседи России, и они понимают, насколько хорошо для них состояние 'ненападения' и сохранения отношений.

Все они при этом выполняют для России функции транзита ее нефти и газа на Запад, так что их энергетические отношения с Москвой - отношения взаимозависимости. Однако после постройки трубопровода по дну Балтийского моря, который свяжет между собой Россию и Германию, баланс силы может сместиться в сторону России.

Отношение к Москве в разных странах существенно отличается. Наиболее громко критикуют Россию в Прибалтике и Польше, что вызвано, в частности, и долгой историей их конфликтов с Москвой. У чехов, словаков и венгров отношения с русскими более спокойные, что и подчеркнул теплый прием, оказанный недавно президенту России Владимиру Путину в Будапеште и Праге. Страны же Прибалтики и Польша вызывают у России раздражение - Россия обвиняет их в разжигании антирусских настроений в ЕС, в том числе и по поводу энергетической политики.

- В ЕС видят, что Польша - первая, кто осознал растущую угрозу, исходящую от России, - считает Эугениуш Смолар (Eugeniusz Smolar), президент варшавского Центра международных отношений (Centre for International Relations).

Также Москва обвиняет Варшаву во вмешательстве в ход 'оранжевой революции' на Украине и в попытках распространить на территории бывшего Советского Союза собственное влияние и выступить проводником влияния Запада.

История не уходит в прошлое. Польские власти постоянно требуют от России расследования резни в Катыни, где во время войны были убиты тысячи польских офицеров. Следы прошлого просматриваются даже в обсуждении энергетической политики: недавно министр обороны Польши Радек Сикорский (Radek Sikorski) назвал договор о прокладке газопровода между Россией и Германией новым пактом Молотова-Риббентропа. По этому пакту, подписанному в 1939 году, Советский Союз и нацистская Германия делили зоны влияния в Восточной Европе.

Польша получает из России две трети потребляемого ей газа и стоит во главе всех европейских программ по поиску альтернативных источников. Она ведет переговоры по покупке газа в Норвегии, несмотря на его высокую стоимость, и поддерживает предпринимаемые ЕС шаги по импорту нефти и газа из Каспийского бассейна, среди которых и использование украинского трубопровода Одесса-Броды для перекачки нефти с побережья Черного моря.

Зависимость стран Балтии от поставок энергоресурсов из России еще выше, чем Польши, и поэтому быстрый подъем России беспокоит их еще больше. У Латвии и Эстонии с Москвой до сих пор не подписаны договоры о границе, хотя Литва это уже сделала. Страны Балтии первыми почувствовали ситуацию на энергетическом рынке, которую они называют политическим давлением России. Три года назад Россия перекрыла нефтепровод, идущий к латвийскому нефтяному терминалу в Вентспилсе, и Латвии с тех пор приходится импортировать нефть по железной дороге, что гораздо дороже.

В Чехии, Словакии и Венгрии считают, что их северные соседи зачастую нарочно провоцируют Россию. Они не меньше их пострадали от коммунизма, навязанного Советами: в 1956 году советские войска входили в Венгрию, а в 1968-м - в Чехословакию. Но ни там, ни там, никаких страстей память об этих событиях не вызывает, хотя бывшие антикоммунистические диссиденты, например экс-президент Чехии Вацлав Гавел (Vaclav Havel), и стараются ее сохранить.

Владимир Путин во время своего недавнего визита в Будапешт и Прагу признал 'ответственность' Москвы за события 1956 и 1968 годов. Если бы в список посещенных им стран вошла и Словакия, в Братиславе его наверняка приняли бы так же гостеприимно. Хотя нынешнее правоцентристское правительство придает отношениям с Западом огромное значение, популист Роберт Фико (Robert Fico), который, скорее всего, станет следующим премьер-министром, неоднократно говорил о необходимости улучшения отношений с Россией.

Что касается энергетики, то, по словам представителей Чехии, Словакии и Венгрии, мало кто беспокоится о надежности поставок из России. Особенно спокойно настроены чехи, потому что уже 30 процентов нефти и газа они получают из других источников. Энергогенерирующая компания CEZ с недавнего времени закупает ядерное топливо исключительно в России. Словакия и Венгрия зависят от поставок российских нефти и газа практически полностью, но в Словакии заявляют, что Россия в такой же степени зависит от словацкой трубопроводной системы. А венгерская энергетическая компания Mol сотрудничает с российским газовым монополистом 'Газпромом' по проектам, среди которых сооружение в Венгрии новых хранилищ.

И все же даже в этих странах осторожно относятся к перспективе приобретения Россией местных энергетических активов. Прага отказала российским компаниям в праве участвовать в приватизации нефтяной группы Unipetrol. Словакия в 2002 году продала стратегический пакет оператора своих нефтепроводов Transpetrol российскому "ЮКОСу", но сейчас, когда в результате спора с компанией государство забрало главные активы "ЮКОСа" себе, перспектива получить в качестве владельца Transpetrol российское государство обеспокоила Словакию, и сейчас она пытается договориться о выкупе юкосовского пакета. По Венгрии периодически прокатываются слухи о том, что российские инвесторы могут купить стратегическую долю Mol, на которые общественность неизменно реагирует критическими комментариями, хотя власти избегают противостояния с Москвой.

____________________________________________________________

Политика трубы ("The Washington Post", США)

Что же на самом деле означает "энергетическая безопасность"? ("The Wall Street Journal", США)

Европа: нельзя поступаться принципами ради российского газа ("The Financial Times", Великобритания)