Впереди саммит Большой Восьмерки под председательством российского президента Путина. Происходит смыкание фронта критиков. Обвинения связаны с дефицитом демократии, критикуют амбиции на роль всемирно-политического игрока. Высказывается некое сожаление по поводу того, что Россия, лишь только очнувшаяся от многовекового рабства, социализма, ГУЛАГа и осознавшая угрозу распада государства, все еще не такая, как Швейцарская Конфедерация.
Нет, Путин - не "демократ чистой воды", как утверждал в свое время сотрудник "Газпрома" Герхард Шредер (Gerhard Schroeder). Правовое государство Путин подчиняет авторитету президента. Его действия против олигархов являли собой постмодернистский вариант бандитской войны. К этому добавляется некритическое отношение к ситуации в стране со стороны православных патриотов, прославляющих Сталина как национального героя и не желающих говорить о миллионах уничтоженных людей в Советском Союзе. Неожиданных почестей удостаивается даже закостеневший политик Брежнев.
В этом плане все ясно. Что западные критики обходят своим вниманием, так это контекст. Бывшему сотруднику КГБ пришлось унаследовать разрушающиеся руины государства. Процветала организованная коррупция. При его предшественнике, Ельцине, страна коммунизма превращалась в страну алкоголизма. Была необходимость восстановить авторитет и порядок в духе старой доктрины Гегеля: "Пораженное гангреной государство лавандовой водой не вылечишь".
Существенным является вопрос: является ли Россия нормальным национальным государством или же ее существование это миссия, которая может представлять опасность для других? Нельзя исключать ничего, но самый неблагоприятный вариант остается невероятным.
С точки зрения зарубежных предпринимателей намечается экономический "империализм", нет никаких территориальных притязаний. Вызов, исходящий от России, является не идеологическим или политическим, а экономическим. Возможно, и по этой причине столь аллергична реакция стонущей от экономических неурядиц бюрократической Европы.
____________________________________________________________
Непредсказуемая Россия вызывает повсюду страх ("Die Welt", Германия)
Сила России ("Der Standard", Австрия)
Величие России ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Роджер Кеппель: Уважение перед Россией ("Die Welt", Германия)