Wednesday, July 12, 2006; Page A14
Два месяца назад Россия и Китай выступили в ООН против принятия мер в отношении ядерной программы Ирана. Из уважения к обеспокоенности, выраженной этими странами, США и Евросоюз согласились дать дипломатии еще один шанс, несмотря на то, что Иран с презрением отверг предыдущие попытки начать переговоры.
Вчера президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) вновь отказался от идеи переговоров. "Иранский народ ни на йоту не отступит от намерения реализовать все свои права, включая полноценные права на ядерную энергию", - заявил он, в то время как его главный переговорщик по ядерной проблеме отклонил предложенный Европой пакет политических и экономических пряников, среди которых была и возможность доступа к гражданским ядерным технологиям.
Для Китая и, особенно, для России это момент истины. Обе страны ценят свои места за главным мировым столом: они обе являются постоянными членами Совета безопасности ООН, а Россия на этой неделе еще и будет принимать у себя саммит "большой восьмерки" самых богатых стран планеты. Но мировое лидерство несет в себе и обязательство серьезно бороться с мировыми проблемами, а распространение ядерного оружия является одной из наиболее актуальных. Если Иран не готов приостановить свою ядерную программу в обмен на экономические и политические пряники, ему придется узнать, что такое кнут санкций ООН.
Последнее предложение Европы было направлено Ирану пять недель назад. Страну призывали принять его до саммита "восьмерки", который пройдет в эти выходные. Вчера Иран отказался это сделать, сославшись на содержащиеся в предложении двусмысленности и пожаловавшись на недостаток гарантий. Но ни одна из отговорок не кажется убедительной. Если бы в тексте действительно были двусмысленности, Иран мог попросить объяснений в течение прошлого месяца или вчера, во время четырехчасового совещания с Хавьером Соланой (Javier Solana), верховным комиссаром ЕС по внешней политике. Что касается гарантий, пакет будет одобрен резолюцией Совета безопасности, а его реализацию будет контролировать МАГАТЭ.
Отговорки Ирана служат одной цели - выиграть время для осуществления программы по обогащению урана. Теперь Китаю и России предстоит решить, будут ли они и дальше мириться с подобными проволочками. Принимая саммит "восьмерки" в Санкт-Петербурге, собирается ли президент Владимир Путин оказать содействие урегулированию иранской ядерной проблемы? Или он хочет, чтобы она тянулась и дальше?