Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мы все зависим друг от друга в сфере энергоресурсов

Слишком сильный контроль может сыграть плохую шутку с контролирующим

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Владимир Путин, являющийся хозяином намеченного на эти выходные саммита лидеров ведущих мировых держав, правильно определил главную тему встречи. "Энергетическая безопасность" является горячей темой из-за цен на нефть, выросших за три года в два раза. Однако точка зрения президента России на этот вопрос нуждается в уточнении.

Владимир Путин, являющийся хозяином намеченного на эти выходные саммита лидеров ведущих мировых держав, правильно определил главную тему встречи. "Энергетическая безопасность" является горячей темой из-за цен на нефть, выросших за три года в два раза. Однако точка зрения президента России на этот вопрос нуждается в уточнении.

Будучи крупнейшим экспортером энергоресурсов из всех входящих в "Большую восьмерку" промышленно развитых стран, Россия обладает значительным - даже можно сказать неподъемным - весом в данном вопросе. Российский президент усиливает контроль государства над нефтяным и газовым богатством страны. Он ограничивает иностранные инвестиции в энергоресурсы и делает все возможное, чтобы взять в свои руки экспорт энергоресурсов. Но наибольшее беспокойство вызывает тот факт, что он не чурается использовать топливо в качестве политического оружия.

Однако г-н Путин не одинок в своих взглядах, согласно которым контроль государства над энергоресурсами обеспечивает безопасное будущее его страны. Китай, допустим, считает, что если его управляемые государством компании смогут купить доли в большом количестве нефтяных месторождений - например, в Судане, Нигерии и Анголе - то он сможет обеспечить себя топливом для своей растущей промышленности.

Если лидеры стран "Большой восьмерки" собираются добиться чего-либо в эти выходные, было бы хорошо, если бы они приблизились к пониманию того, что энергетическая безопасность (то есть достаточное предложение по приемлемой цене) определяется глобальной рыночной взаимозависимостью, а не государственным контролем.

Принимая во внимание ограниченное предложение и высокие цены на сегодняшнем нефтяном рынке, некоторые страны считают необходимым установление государственного контроля в данной сфере. В ситуации, когда на мировых энергетических рынках появились новые весомые покупатели в лице Китая и Индии; когда некоторые нефтяные эксперты предупреждают о том, что мир уже израсходовал половину своих запасов нефти; и когда имеется еще целый ряд других угроз, в том числе терроризм и другие факторы геополитической нестабильности, не говоря уже об ураганах - то неудивительно, что некоторые страны хотят заполучить свой кусок до того, как станет слишком поздно.

Однако слишком сильный контроль может сыграть плохую шутку с контролирующим. Желание России в качестве политического наказания перекрывать поставки природного газа Украине просто отпугивает покупателей. И действительно, Европа ищет другие источники энергоресурсов. Государственный контроль над энергоресурсами также ограничивает приток инвестиций в оборудование и научно-исследовательскую деятельность, которые текут на свободные рынки (примером тому может послужить создание государственной нефтяной компании "Pemex" в Мексике). И нет никаких гарантий того, что владение заграничным нефтяным месторождением обеспечит непрерывный приток нефти.

Исторически ключом к энергетической безопасности является разностороннее развитие экономики, и правительства и частный сектор должны сделать все возможное для диверсификации. К этому относится увеличение инвестиций в безопасную ядерную энергетику, "чистый" уголь, возобновляемые источники энергии и сбережение (увеличение эффективности потребления топлива на 10 миль на галлон позволить сократить импорт нефти примерно на 25 процентов).

Однако в сегодняшней глобальной экономике необходимо уделять такое же внимание и тому, чтобы энергетические рынки функционировали открыто и без проблем. В конце концов, если Китай окажется обездвиженным из-за нехватки энергоресурсов, это нанесет вред и американской экономике.

Поэтому Китай и Индия должны быть включены в систему нефтяных резервов, созданную промышленно развитыми странами в 1970-х годах для борьбы с перебоями в поставках. Эта система пришлась кстати после того, как ураган "Катрина" остановил добычу нефти в Мексиканском заливе. Одновременно с этим производители и покупатели энергоресурсов должны совместно обеспечивать глобальные сети нефтепроводов, морские терминалы и нефтеперерабатывающие заводы.

Эти шаги требуют координации усилий властей и частного сектора - и глобального сдвига в менталитете, в результате которого будет осознана взаимозависимость. "Большая семерка" должна убедить своего восьмого члена в этом.

____________________________________________________________

Бывшие сателлиты Москвы сильно интересуются переговорами по энергетике ("The Financial Times", Великобритания)

Политика трубы ("The Washington Post", США)

Что же на самом деле означает "энергетическая безопасность"? ("The Wall Street Journal", США)

Европа: нельзя поступаться принципами ради российского газа ("The Financial Times", Великобритания)