Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Саммит 'большой восьмерки' и встреча Буш-Путин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саммит 'большой восьмерки', начинающийся 15 июля в Санкт-Петербурге, и встреча президентов Буша и Путина станут самой серьезной пробой для американо-российских отношений после распада Советского Союза. В связи с тем, что взаимные упреки сторонам обеспечены, многие в Вашингтоне - и республиканцы и демократы - начали сомневаться в том, что Буш должен участвовать в саммите, а Россия - оставаться в 'большой восьмерке'.

Саммит 'большой восьмерки', начинающийся 15 июля в Санкт-Петербурге, и встреча президентов Буша и Путина станут самой серьезной пробой для американо-российских отношений после распада Советского Союза. В связи с тем, что взаимные упреки сторонам обеспечены, многие в Вашингтоне - и республиканцы и демократы - начали сомневаться в том, что Буш должен участвовать в саммите, а Россия - оставаться в 'большой восьмерке'.

Когда я недавно посетил Москву, город был полон слухов о грядущей войне на Кавказе. Либеральная российская элита опасается, что новообретенное нефтяное богатство приведет к ужесточению внешней политики, которая будет все более направлена на конфронтацию с Западом.

В Вашингтоне многие назвали запрет, наложенный президентом Путиным на ретрансляцию передач радио 'Свобода' и 'Голос Америки', преднамеренным афронтом в преддверии саммита.

4 мая в своем вильнюсском выступлении вице-президент Дик Чейни раскритиковал курс Москвы, приведший к крушению надежд США на то, что посткоммунистическая Россия будет демократической страной с рыночной экономикой. Политический капитал, предоставленный в 1997 г. Борису Ельцину приглашением в 'большую семерку', почти исчерпан.

Россия, со своей стороны, выступает против дальнейшего расширения НАТО и включения в его состав Грузии и Украины, а также опасается, что поддержка Западом демократических неправительственных организаций России может привести к 'цветной' революции в Москве. Кроме того, Россия обвиняет США в том, что они блокируют ее вступление в ВТО.

Но, помимо взаимного антагонизма, существует множество областей, в которых интересы России и Запада совпадают. К более тесному сотрудничеству подталкивает ряд геополитических и культурных факторов.

Нынешний упадок в американо-российских отношениях объясняется, в том числе, некоторыми внешнеполитическими шагами Москвы. Так, во время войны в Ираке Россия пыталась создать антиамериканскую коалицию с участием Франции, Германии, Ирана и Китая. Еще большее раздражение Вашингтона вызвало вмешательство России в дела бывших советских республик - отключение газа для достижения политических целей. Россия оказывает экономическую и политическую поддержку сепаратистским движениям в Грузии, Азербайджане и Молдове, а, кроме того, вместе с Китаем вынудила США покинуть военную базу в Узбекистане.

Терпение Белого дома истощили заигрывания России с президентом Ирана Махмудом Ахмадинеджадом. Стремление России к созданию газового картеля с Ираном и поставки ему оружия для защиты ядерных центров наталкивают на мысль о том, что Кремль решил вместе с Пекином обеспечить Ахмадинеджаду такое же политическое прикрытие, какое получил Саддам Хусейн благодаря программе 'Нефть в обмен на продовольствие'.

Звучавшие ранее российско-иранские призывы к выталкиванию США из Персидского залива являются источником озабоченности не только для США, но также Европы, Японии и стран региона. При том, что 40 процентов мировой нефти проходит через Ормузский пролив, изгнание Америки означало бы, что энергетические интересы Запада и Востока отдаются на милость Тегерана.

Еще одна причина головной боли - использование Россией доходов от продажи нефти. Позиция России в глобальной иерархии зависит от спроса на ее нефть и газ на Западе. Кремль утопает в валюте, большие прибыли толкают на 'большие дела'. Среди них - развитие современных военных технологий и поддержка сепаратистских движений в бывших советских республиках.

Кроме того, элитам присуща специфическая политическая культура, являющаяся смесью духа КГБ/милиции и московского капитализма 'дикого востока' 1990-х. Ни силовики, ни их деловые партнеры-олигархи не жалуют демократов и янки, требующих доступа к нефтегазовым ресурсам. Но в Москве это называется 'народным достоянием', которое контролируется российским правительством.

На место коммунистической идеологии пришло возрожденное москвоцентрическое русско-православное видение мира. В этой квазирелигиозной политической системе убеждений Россия представляется наследницей Византии, 'Третьим Римом', отличным и от США и от Европы.

Россия в этой концепции оказывается ближе к 'Востоку' - Китаю и исламскому миру, чем к 'Западу', который российские националисты называют материалистическим, постмодернистским и бездушным. Россия признает ислам одной из 'подлинных' религий и недавно получила статус наблюдателя в Организации исламской конференции и Лиге арабских государств. Кроме того, Россия расширяет связи с иранскими аятоллами и 'Хамас', что подрывает доверие к ней в Глобальной Войне с террором.

Наконец, дело ЮКОСа - политически мотивированная, грубая расправа с самой эффективной энергетической компанией России - продемонстрировало практически полное отсутствие власти закона в этой стране. Западные нефтяные концерны не допускаются к нефтяным, газовым и трубопроводным проектам в России, а Россия продолжает блокировать попытки подрыва ее монополии на транспортировку газа из бывших советских республик в Европу.

Несмотря на напряженность в отношениях с США, российские лидеры понимают, что прямая конфронтация с США и их союзниками невозможна по экономическим причинам и противоречит долгосрочным интересам Москвы. Запад остается главным импортером ее энергоносителей и сырья.

США, со своей стороны, все еще стремятся к сотрудничеству с Россией по вопросам Ирана, нефти и газа, борьбы с терроризмом и нераспространения ядерного оружия. Творцы американской политики понимают, что Америка может 'не потянуть' одновременно глобальный терроризм, Иран, Россию и Китай.

На саммите Буш должен поставить вопросы Ирана и глобального дефицита энергии, убеждая Путина в открытости США к сотрудничеству и защищая, вместе с тем, американские интересы. Путин должен осознать, что Иран, получив ядерное оружие, может оказать поддержку антироссийским и радикальным исламским силам на Кавказе.

Также России нужен прозрачный деловой климат, позволяющий иностранным фирмам участвовать в российских нефтяных и газовых проектах. Дискриминация зарубежных компаний и бизнесменов осложнит России вступление в ВТО.

Более того, Москва и Пекин одни не справятся с угрозами, исходящими с Кавказа и из Центральной Азии - распространением радикального исламского терроризма, контрабандой наркотиков, оружия, нелегальной миграцией и распространением технологии оружия массового поражения. Участие США в решении этих вопросах принесет только пользу России и Китаю.

Наконец, важно, чтобы российская администрация поняла, что поддержка Соединенными Штатами политических свобод, свободы СМИ и прав человека не направлена на свержение путинского режима, а является необходимым условием дальнейшего участия России в 'большой восьмерке'.

На встрече Буш-Путин в рамках саммита 'большой восьмерки' США должны призвать Россию вернуться к сотрудничеству, которое характеризовало американо-российские отношения в 1990-е годы и после 11 сентября 2001 г. Однако, в отсутствие позитивных изменений, США могут рекомендовать подключить к обсуждению экономических вопросов Китай, Индию и Бразилию, а при обсуждении политических вопросов вернуться к формату 'семерки'.

Ариэль Коэн - старший научный сотрудник фонда Heritage Foundation, занимающийся российскими и евразийским исследованиями, а также вопросами международной энергетической безопасности. Он принимал участие в гражданском саммите в Москве.

____________________________________________________________

Путин разминает мускулы перед саммитом "Большой восьмерки" ("The Guardian", Великобритания)

Триумф для Путина накануне саммита ("The Financial Times", Великобритания)

Оценить новую Россию Путина ("The Financial Times", Великобритания)

Следует ли доверять Путину проведение саммита "Группы восьми"? ("The Spectator", Великобритания)

'Восьмерка' должна признать значимость новой России ("The Financial Times", Великобритания)

Россия переосмысливает свою роль в мире ("The Financial Times", Великобритания)

Мимолетная дружба, или как Америка ужесточает свое отношение к дерзкой Москве ("The Financial Times", Великобритания)

Саммит 'восьмерки': важнейший шанс уже упущен ("The Financial Times", Великобритания)