В связи с многочисленными проблемами, которые обременяют президента США Джорджа Буша (George W. Bush) у себя в стране и за рубежом, он к своему визиту в Германию, возможно, расположен относиться как к встрече с близкими друзьями на своем ранчо в Техасе, где он может расслабиться. Буш за время своего пребывания на посту президента, наверное, чаще скупился на какие-то жесты личного характера по отношению к главам других государств. То, что он принял приглашение федерального канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel), явно свидетельствует о том, что он ценит ее общество.
Помимо этого президент Буш понимает, что в Европе у него теперь не так уж и много политических друзей. Идет к концу время пребывания на посту премьер-министра Тони Блэра (Tony Blair), и убывает поддержка проамериканской политики в Англии. В России все определеннее сворачивает с демократического пути президент Владимир Путин. Все менее уверенной становится позиция по отношению к Америке в столицах некоторых европейских государств. С этой точки зрения личностные отношения, укрепляющиеся между Бушем и Меркель, приобретают для Америки особое значение.
Президент Буш, которому остается быть хозяином Белого дома еще два с половиной года, должен решить, как использовать власть и влияние, чтобы оставить в январе 2009 года политическое завещание таким, каким он его себе представляет. Основной меркой, по которой будут оценивать его президентство, останется Ирак. Проблема Буша в данном случае будет заключаться в том, сможет ли он выдать людям, особенно все более скептически настроенным американцам, за успех то, что происходит в регионе, на который обрушились беды.
Но у Буша возникнут и другие серьезные проблемы. Поскольку Ирак является символом всего региона Ближнего и Среднего Востока, так и войны против террора, успех или неудача в Ираке будут иметь далеко идущие последствия для всего остального мира. При последующей оценке президентства Буша на весы будет положен вопрос, насколько эффективными оказались переговоры с Ираном по поводу ядерных амбиций страны. Могут быть и другие вопросы: можно ли было не допустить нового усиления талибов и политической нестабильности в Афганистане? Были ли созданы условия для мирных переговоров между Израилем и палестинцами? И, наконец: удалось ли уговорить Северную Корею остановить реализацию своих ядерных программ? Будет ли достигнут прогресс в этой области, зависит от того, на какую поддержку Буш может рассчитывать в Европе. Буш во время своего второго президентского срока основательно пересмотрел американскую позицию, состоявшую в том, что Соединенные Штаты могут решать все во всем по своему собственному усмотрению или при поддержке послушных союзников по коалиции.
Но Бушу приходится решать не только внешнеполитические проблемы. Растет число суровых критиков его политики и внутри страны. Демократы накануне выборов в Конгресс чувствуют шанс завоевать в ноябре Палату представителей или Сенат. Критика в адрес Буша звучит даже из лагеря республиканцев, демонстрирующих все более мятежные настроения. Их все больше раздражает война в Ираке и растущие долги государства - это те вопросы, которые традиционный электорат республиканцев воспринимает негативно. Если демократы победят на выборах в одну из палат, то администрации Буша будет сложно реализовать законодательные инициативы до окончания срока его полномочий, будь то закон об иммигрантах или законы в области социального страхования и здравоохранения. Это тоже повлияет на то, какую оценку получит президент Буш после своего ухода из Белого дома.
После сегодняшней прогулки по Штральзунду Меркель и Буш отправятся на саммит Большой Восьмерки в Санкт-Петербург. Там они встанут перед необходимостью найти единый ответ на ряд серьезных угроз. Ракеты Северной Кореи, наверное, самый последний пример, говорящий о необходимости этого. Однако продолжающаяся конфронтация с Ираном имеет серьезное значение также для трансатлантических отношений: и для Европы, и для всего мира. Еще одна причина для беспокойства - Россия, которая является в этом году хозяйкой саммита. Она использует свое возрастающее влияние в сфере снабжения энергоносителями в качестве рычага для реализации своих планов. Ангела Меркель во время своего последнего визита в Россию, в апреле, продемонстрировала твердость позиции, высказав противоположную точку зрения на такие вопросы, как отношения с Ираном и ХАМАС, безопасность Израиля или отношение к диктатору Александру Лукашенко. Немецкие и российские компании тесно сотрудничают в экономической области с тем, чтобы улучшить положение дел с добычей и поставками газа. Поскольку Германия является самым важным торговым партнером России, диалог между Берлином и Москвой имеет большое значение для обеих стран, а также для Соединенных Штатов.
Влияние Германии на этот диалог, а также на отношения между ЕС и Россией не может быть безразличным для Соединенных Штатов. Время покажет, может ли это влияние найти свое отражение в единой позиции, необходимой для совместного решения стоящих проблем. Если диалог с Тегераном окажется неудачным, то, например, может возникнуть трансатлантический конфликт по вопросу средств, к которым пришлось бы тогда прибегнуть в данном случае.
Утратила свою эффективность тактика кнута (США) и пряника (Европа) в отношении государств-изгоев. Судя по всему, и Иран, и Северная Корея хотят лишь отделаться от международного сообщества пустыми обещаниями, пока не будут реализованы их ядерные цели. С другой стороны, вряд ли можно ставить вопрос о военном варианте. Поэтому Европа и Соединенные Штаты должны использовать этот саммит Большой Восьмерки для того, чтобы договориться о разработке единой стратегии в отношении Ирана и Северной Кореи. Президент Буш должен использовать для урегулирования многочисленных кризисов не только свой собственный политический капитал. Он будет вынужден воспользоваться помощью других, многие из которых в конце этой недели соберутся в Санкт-Петербурге. И оценка деятельности Буша и восьми лет его пребывания в Белом доме будет, не в последнюю очередь, зависеть от того, удастся ли президенту США получить поддержку в важных вопросах и в своей собственной стране, и на международной арене.
Джексон Джейнс - директор Американского института по изучению современной Германии в университете Джона Гопкинса (Johns-Hopkins) в Вашингтоне.
Перевод: Ева Кристине Коппольд (Eva Christine Koppold)