Каждое утро в Санкт-Петербурге наблюдается одна и та же картина: бесконечные колонны автомобилей движутся в направлении центра города, а перед мостами и перекрестками образуются пробки и заторы. Ежедневно около 230 тысяч автомобилей направляются в центральную часть города.
Об угрозе транспортного коллапса в Петербурге говорить уже бессмысленно - он уже наступил. В будние дни по утрам с 9 до 11:30 и по вечерам с 17 до 19:30 поток машин, идущих в центр и из центра города, уплотняется настолько, что движение просто останавливается.
Английский термин 'rush-hour' едва ли подходит для описания движения в часы-пик на питерских дорогах, так как глагол 'to rush' означает 'мчаться', 'нестись'. Здесь же машины ползут со средней скоростью 5-8 км/ч, водители матерятся. . .
А если дорога к тому же еще и перекрывается из-за аварии, ремонтных работ или для проезда высоких чиновников, движение парализуется в прямом смысле этого слова.
Сегодня еще не ругались? Поезжайте на Невский!
Но даже вне часов-пик на дорогах творится хаос. Если Вы в будний день захотите пересечь Невский проспект по Литейному или по Фонтанке или проехать по площади Восстания перед Московским Вокзалом, Вам потребуется много выдержки и терпения.
Автомобили, запрудившие и боковые улицы, постепенно превращают центр города, а также улицы вдоль основных магистралей в экологически опасные и непригодные для длительного проживания места.
Проблесковый маячок вместо транспортной политики
Любой питерский водитель подтвердит, что ситуация с заторами в городе ухудшается с каждым годом. Тем не менее, местные власти до сих пор практически безучастно смотрели на проблему автомобильного засилья. Хотя и был произведен ремонт ям и выбоин на многих дорогах, но в городе напрочь отсутствует четкая транспортная политика. Да и зачем она нужна? Ведь чиновникам с их лимузинами, оборудованными проблесковыми маячками синего цвета, и так не приходится стоять в пробках.
Долгое время городская администрация ограничивалась утверждением, что данная проблема исчезнет сразу же после ввода в эксплуатацию объездной магистрали, призванной разгрузить город от транзитного транспорта. Дорожная полиция в свою очередь видит причину всех бед на дорогах в недисциплинированности водителей. Неправильная парковка автотранспорта и выезд на перекресток, заблокированный пробкой - наиболее частые нарушения. Без этих нарушений, считают полицейские, и движение бы не стопорилось.
Причина проста - слишком много машин
Однако причина сложившейся ситуации - совершенно банальна. Доходы петербуржцев неуклонно растут. Кроме того, становится легче получить кредит в банке. Поэтому жители Санкт-Петербурга с удовольствием покупают новые автомобили.
Количество автомобилей в России увеличилось в 2005 году на 8 процентов. Россия является, таким образом, самым быстрорастущим автомобильным рынком в Европе.
Однако официальная статистика не поспевает за развитием событий на рынке. В то время как пенсионеры постепенно снимают с учета свои старенькие поржавевшие 'Москвичи', новый средний класс петербуржцев приобретает свыше 100 тысяч новых машин в год и хочет их активно использовать для ежедневных поездок на работу, по магазинам, в спортивные клубы и т.д.
Количество автомобилей в Санкт-Петербурге перевалило уже за один миллион, а рост числа автомобилей намного опережает темпы строительства дорог, тоннелей и крытых стоянок. Собственно, в Петербурге за последние годы практические ничего и не делалось для развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
В результате всеобщей моторизации населения в постсоветской России проспекты и перекрестки Петербурга, некогда считавшиеся очень широкими и просторными, на сегодняшний день просто исчерпали свою пропускную способность.
Парковочный беспредел
В западноевропейских городах, в которых количество автомобилей на человека в 2-3 раза выше, чем в Санкт-Петербурге, нет такого наплыва машин в городских центрах, т.к. парковка либо дорогая, либо запрещена. В Петербурге же можно безнаказанно припарковать свой автомобиль практически везде, где есть место, причем совершенно бесплатно.
Виной тому - допотопный закон, запрещающий взимать плату за парковку в общественных местах и на улицах. Кроме того, отсутствует единая база данных всех автовладельцев, которая позволила бы сотрудникам ГИБДД на месте выписывать штрафные квитанции за неправильную парковку. Сегодня же нарушитель правил парковки, который не был застигнут сотрудником дорожной инспекции непосредственно у своей машины, может оставить ее на несколько часов на тротуаре или даже в зоне действия знака, запрещающего парковку, без всякого риска получить штраф. Автомобили нарушителей регулярно эвакуируются разве только на Невском проспекте.
Смольный призывает к борьбе
С весенней капелью Смольный, похоже, все-таки очнулся от зимней спячки. Специалисты Министерства транспорта Финляндии представили ему радикальную концепцию организации движения: в течение 3-5 лет в Санкт-Петербурге должен быть введен платный въезд в центр города для всех автомобилистов, за исключением жителей центра. Парковка у обочины также должна стать платной. Одновременно с этим планируется создать от 20 до 30 перехватывающих парковок у железнодорожных вокзалов и станций метро с общей вместимостью до 50 тыс. автомобилей.
Главной предпосылкой для реализации первых двух пунктов является изменение Госдумой целого ряда федеральных законов, включая ужесточение наказаний для нарушителей правил дорожного движения. Городские власти со своей стороны могут облегчить движение автотранспорта путем установки дополнительных светофоров и введения одностороннего движения на части улиц. Подобные проекты уже находятся в стадии реализации.
Тоннели, мосты и скоростная магистраль разгрузят движение
Были запланированы и несколько амбициозных проектов: строительство скоростной автомагистрали, связывающей север и юг города и ведущей в морской порт, уже начато.
Васильевский остров свяжут с Большой землей еще двумя мостами.
К концу 2010 года недалеко от Смольного будет построен шестиполосный тоннель под Невой, который в отличие от разводных мостов обеспечит непрерывное сообщение автотранспорта между берегами Невы. Стоимость только этого проекта исчисляется гигантской суммой в 700 миллионов евро. Финансирование строительства тоннеля поступит частично от частных инвесторов. Поэтому проезд по тоннелю планируется сделать платным.
Быстро ничего не меняется
Однако до тех пор, пока все эти проекты будут воплощены в жизнь и начнут давать результаты, пройдут годы, в течение которых количество автомобилей в Северной столице увеличится еще на 30-50 процентов. Таким образом, в среднесрочной перспективе ситуация на дорогах города может лишь ухудшится.
Хотят ли автомобилисты еще чаще и дольше стоять в пробках или нет, решать им. Ведь можно как раньше хотя бы изредка пользоваться метро или пройтись пешком. Другая возможность - пересесть на велосипед или мопед, что большинство петербуржцев, по-видимому, до сих пор считает нелепым.
Этот текст обнаружил и перевел читатель ИноСМИ.Ru - Петр Сумин
____________________________________________________________
Другой Санкт-Петербург ("The Guardian", Великобритания)
Санкт-петербургская история ("The New York Times", США)
Новый взлет Санкт-Петербурга ("The Wall Street Journal", США)
Дурно пахнущему городу говорят: пора вести себя прилично ("The Times", Великобритания)
Санкт-Петербург: windows в Европу ("Le Figaro", Франция)