Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин затыкает рот 'радиоголосам'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале 1990 г. я впервые побывал в Восточной Европе - съездил в Венгрию, Румынию и Чехословакию через считанные месяцы после того, как в этих странах произошли революции, освободившие их от коммунистической диктатуры.

В начале 1990 г. я впервые побывал в Восточной Европе - съездил в Венгрию, Румынию и Чехословакию через считанные месяцы после того, как в этих странах произошли революции, освободившие их от коммунистической диктатуры.

Одно из впечатлений от этой поездки я никогда не забуду: речь идет о том, какую важную роль сыграли американские государственные радиостанции - 'Голос Америки' и Радио 'Свобода/Свободная Европа' - они стали настоящим 'спасательным кругом' для людей, запертых за 'железным занавесом'. Несколько раз, когда я бывал в гостях, хозяева показывали мне коротковолновый приемник, по которому семья много лет слушала американские радиопередачи - они были единственным надежным источником информации, особенно в том, что касалось событий в их собственной стране.

Естественно, бандиты-коммунисты, правившие в Будапеште, Бухаресте и Праге - как и их начальники - московские бандиты - ненавидели эти американские 'голоса свободы' всей душой.

Как заметил много лет назад Анатолий Кузнецов, советский писатель, бежавший на Запад в 1969 г., 'одно из самых заветных желаний КГБ - покончить с радиостанцией 'Свобода''. Сегодня КГБ уже не существует. Но как минимум один бывший агент КГБ - российский президент Владимир Путин - судя, по всему, и сегодня продолжает эту давнюю вендетту.

На прошлой неделе Washington Post сообщила, что десятки радиостанций под нажимом Москвы прекратили транслировать новостные передачи на русском языке, которые готовят 'Голос Америки' и Радио 'Свобода/Свободная Европа'. Эти американские радиослужбы, имеющие сотни корреспондентов по всей стране и более 70 радиостанций-партнеров, транслировавших их репортажи и комментарии, стали одними из крупнейших и самых независимых новостных организаций в России. 'Поскольку информационные СМИ в этой стране все чаще избегают 'неудобных' тем, - отмечается в статье Washington Post, - миллионы россиян отдавали предпочтение именно их передачам'.

Однако за прошедший год количество радиостанций, транслирующих эти программы, резко сократилось - если раньше их было более 70, то теперь осталось 9. С сентября прошлого года на эти станции набросились чиновники из Министерства культуры, предостерегая, что они скорее всего лишатся лицензий на вещание, если будут и дальше передавать материалы 'Голоса Америки' и Радио 'Свобода/Свободная Европа'. Почти все радиостанции капитулировали перед этим натиском. Те немногие, что продолжают трансляции, в основном действуют в Москве и Санкт-Петербурге, где их влияние на аудиторию минимально. Однако в регионах, - за пределами двух крупнейших городов России - где американские радиоголоса служат важнейшим источником информации, их больше не услышишь.

Такие вот дела происходят в путинской России, где удушение независимых СМИ стало сегодня повседневной рутиной. После прихода к власти в 1999 г. Путин взял под контроль крупнейшие телеканалы страны - теперь они все принадлежат государству или близким к нему структурам. Что же касается местных СМИ, то они редко осмеливаются бросить вызов региональным губернатором, большинство из которых проявляют лояльность по отношению к Кремлю, особенно с тех пор, как Путин два года назад отменил их всенародные выборы.

Сейчас российский парламент рассматривает законопроект, расширяющий определение 'экстремистской' деятельности - теперь она включает и критику государственных чиновников в СМИ. Осужденные за это журналисты могут получить до трех лет тюрьмы, а 'провинившиеся' издания будут закрываться. При этом преступления, совершенные против самих репортеров, не всегда расследуются с надлежащим рвением: с тех пор, как Путин занял пост президента, жертвами заказных убийств стали 12 журналистов, в том числе американец Пол Хлебников, редактор русского издания Forbes (ему был 41 год). На сегодняшний день еще никто не понес наказания за эти убийства.

Наступление на свободу печати - один из элементов общего усиления авторитаризма в путинской России. Практически вся серьезная оппозиция президенту сломлена или оттеснена на обочину политического процесса. Видные бизнесмены, имевшие неосторожность выступить против него, попадают под суд и получают тюремные сроки, или вынуждены бежать из страны. Соседние страны подвергаются возмутительному запугиванию. Путин даже всеми силами защищает преступления советской эпохи - например, оккупацию прибалтийских государств в 1941 г. [так в тексте. Присоединение прибалтийских государств произошло в 1940 г. - прим. перев.].

'Москва, - отмечает в статье, опубликованной в понедельник в New York Times Гарри Каспаров, чемпион мира по шахматам и борец за демократию в России, - как и в прошлые времена, стала союзником проблемных и антидемократичных мировых правителей. Помощь в ядерной сфере Ирану, ракетные технологии Северной Корее, военные самолеты Судану, Мьянме и Венесуэле, а также завязывание дружбы с ХАМАС - так Запад был вознагражден за молчание по поводу прав человека в России'.

Запад не должен больше молчать - особенно это касается американского президента, поставившего распространение свободы во главу угла своей внешней политики. Саммит 'большой восьмерки' в Санкт-Петербурге, по идее, должен стать встречей лидеров демократических стран-союзниц, но Россия - уже не демократическая страна, и ведет она себя не так, как подобает союзнице. Путин рассчитывает на то, что Запад не захочет ставить его в неловкое положение, понимая шум из-за сползания страны к диктатуре. Да и правила приличия не позволяют гостям ругать принимающего их хозяина. Однако в данном случае эти правила следует нарушить.

____________________________________________________________

Власть Путина ("Die Welt", Германия)

Путин разминает мускулы перед саммитом "Большой восьмерки" ("The Guardian", Великобритания)

Что Путину плохо, России хорошо ("The New York Times", США)

Управленческий стиль Путина ("The Boston Globe", США)

Следует ли доверять Путину проведение саммита "Группы восьми"? ("The Spectator", Великобритания)

Лицемерие и ошибочность новой русофобии Запада ("The Guardian", Великобритания)